Черноземью не хватает дворников и токарей
В макрорегионе растет дефицит кадров на фоне низкой безработицы
В регионах Черноземья продолжает расти потребность в рабочей силе. По итогам 11 месяцев 2023 года во всех шести областях макрорегиона снижается число резюме на одну вакансию, что свидетельствует о росте дефицита на рынке труда. Наиболее низкий уровень конкуренции аналитики фиксируют в рабочих специальностях и розничной торговле. При этом власти сообщают о низком уровне безработицы. По мнению экспертов, ситуация вынудит работодателей пересмотреть процессы, влияющие на удержание персонала.
Разрыв между спросом и предложением на рынке труда продолжает увеличиваться, и аналитики одной из крупнейших в России рекрутинговых платформ Headhunter признаются, что «не видели ничего подобного за всю историю наблюдений за динамикой вакансий и резюме». Тенденция отмечается как на территории всей страны, так и в регионах Черноземья.
Так, в Белгородской области уровень конкуренции по итогам 11 месяцев 2023 года составляет 3,0 резюме на одну вакансию против 4,3 годом ранее. В Воронежской области показатель составил 3,1 резюме на одну вакансию (4,8 год назад), в Курской — 2,9 (4,2 в ноябре 2022-го), в Липецкой — 2,7 (4,0), в Орловской — 2,7 (3,9), в Тамбовской — 2,7 (3,8). По мнению аналитиков Headhunter, уровень конкуренции ниже четырех пунктов свидетельствует о ярко выраженном кадровом дефиците.
При этом по некоторым отраслям этот показатель значительно ниже среднего по региональному рынку труда. Во всех областях Черноземья меньше всего желающих работать в розничной торговле (от 1,2 до 1,5 резюме на одну вакансию). Второе и третье места по невостребованности среди соискателей также во всех регионах делят сферы «Автомобильный бизнес» и «Рабочий персонал». Напротив, больше всего соискателей привлекают вакансии в сферах искусства, развлечений и медиа, стратегии и инвестиций, высшего менеджмента. Здесь на одну вакансию могут подавать до 30 и более резюме.
Пожелания работодателей от запросов соискателей отличаются практически зеркально. Наименьшее число вакансий в Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Орловской, Курской и Белгородской областях в ноябре размещено для профессиональных сфер «Юристы», «Искусство, развлечения, массмедиа», «Стратегия, инвестиции, консалтинг», «Спортивные клубы, фитнес, салоны красоты» и «Страхование».
Самыми дефицитными профессиями во всех шести областях Черноземья традиционно оказались рабочие. Первые места, по данным Headhunter, заняли токари (в Белгородской, Курской, Орловской и Тамбовской областях) и дворники (в Воронежской и Липецкой).
Острую необходимость рабочих подтверждают и региональные власти. В Белгородской области, по информации пресс-службы облправительства, из квалифицированных кадров в наибольшем дефиците оказались водители, слесари, швеи, электрогазосварщики. И, наоборот, профицит кадров характерен для административно-управленческого персонала. Также предложение превышает спрос по следующим профессиям: менеджер, супервайзер, мерчендайзер, торговый представитель. Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 1 декабря 2023 года составляет 0,28% от численности рабочей силы (в начале года этот показатель составлял 0,42%).
В Воронежской области, как сообщили в региональном министерстве труда и занятости населения, среди служащих наибольшим спросом пользуются медсестры, врачи, учителя. Вакансий дворников и уборщиков в регионе более 5 тыс. Также нужны водители, токари, операторы станков с программным управлением. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,5% (0,7% на 1 января 2023 года).
В курском региональном комитете по труду и занятости сообщили, что уровень регистрируемой безработицы составляет 0,3% (0,4% в декабре 2022-го). Наиболее востребованы специалисты в обрабатывающих производствах, сельском хозяйстве, строительстве, здравоохранении.
В пресс-службе правительства Липецкой области рассказали, что безработица в регионе составляет 0,3% (на 1 декабря 2022 года — 0,5%). В базе вакансий службы занятости области сейчас около 17 тыс. свободных мест. В числе высокооплачиваемых и востребованных вакансий — токари, слесари, водители погрузчика, электромонтеры. Не хватает водителей автомобилей, автобусов, токарей, операторов ЧПУ, фрезеровщиков, а в профиците бухгалтеры, юристы, экономисты.
В Орловской области, по информации облправительства, уровень фиксированной безработицы на 1 декабря 2023 года составил 0,4% (на 1 декабря 2022 года — 0,6%). Промышленным предприятиям региона требуются швеи, операторы станков с программным управлением, инженеры-технологи. Сфера здравоохранения нуждается во врачах, медсестрах, фельдшерах. А местным аграриям нужны операторы свиноводческих комплексов и механизированных ферм, водители, трактористы-машинисты, подсобные рабочие, агрономы.
Численность зарегистрированных безработных в Тамбовской области в конце сентября составляла 1976 человек (снижение к началу года на 21%), на аналогичную дату в 2022 году — 2625 человек. Такие данные приводит областное министерство труда и занятости населения. Уровень регистрируемой безработицы на конец квартала составлял 0,4% (0,5% в начале 2023-го). Наиболее востребованы у работодателей региона врачи, инженеры, а также швеи, водители, трактористы. Оборонным предприятиям региона требуются токари, фрезеровщики, сварщики.
«Корневой и ключевой фундаментальной проблемой является демография, именно поэтому вопрос, откуда брать людей, стоит очень остро. Однако он не главный и не единственный для HR-сферы и бизнеса, поскольку на него есть ответ: людей брать почти неоткуда. В сложившейся ситуации работодателям крайне важно посмотреть и при необходимости пересмотреть те процессы, которые влияют на удержание персонала: то, как бизнес-руководители работают с людьми, что входит в компенсационный пакет, как устроена система обучения и переобучения персонала и многое другое. Каждая компания сейчас нуждается в действенных мерах по удержанию людей, это проще и дешевле, чем искать замену уволившимся сотрудникам»,— считает Валерия Иванова, руководитель пресс-службы Headhunter в ЦФО.
Согласно данным консалтинговой компании «Яков и партнеры», особенно быстро растет дефицит тех сотрудников, которых можно быстро ввести в расширяющееся внутреннее производство. Эксперты ожидают, что дефицит 2–4 млн занятых в России сохранится как минимум до 2030 года, при этом до 90% дефицита кадров придется на работников средней квалификации. Одновременно при этом отмечается рост зарплат в регионах, обгоняющий общероссийские темпы.