«Мы быстро и гибко адаптировались к новым реалиям»

Директор розничного бизнеса Краснодарского филиала Альфа-Банка Ольга Соборова — о рекордных прибылях, экспансии в малые города Кубани и новых уникальных продуктах

— Как изменилась политика Альфа-Банка по работе с розницей в условиях экономической волатильности?

— Я работаю в «Альфе» почти 15 лет и могу сказать, что каждый год чем-то да уникален, и 2023-й — не исключение. В последние несколько лет вся финансовая отрасль страны вошла в фазу гибкой и оперативной работы, но, что важно отметить, в этом году, как и в прошлом, — у «Альфы» рекордные прибыли.

Альфа-Банк — один из крупнейших системно значимых банков страны, на протяжении более 30 лет мы строим бизнес и успешно прошли все состояния турбулентности в экономике. Мы можем быстро и гибко реагировать на новые вызовы, изменение спроса и адаптироваться к новым реалиям. Для этого у нас есть необходимый объем финансовых активов, высокий уровень цифровизации и опыт в перестройке бизнес-процессов с учетом конъюнктуры рынка. Мы всегда ставим перед собой амбициозные цели, а до конца 2026 года стоит задача — обеспечить клиентскую базу в размере 20 млн клиентов. Мы стремимся стать для клиента банком первого выбора.

— Как «Альфа» развивает сеть своих офисов в малых городах Краснодарского края?

— В 2009 году, когда я пришла в «Альфу», отделения банка были только в крупных городах-миллионниках. При этом мы никогда не были представлены в небольших населенных пунктах. Если говорить о Краснодарском крае, то мы присутствовали в Краснодаре, Сочи и Новороссийске. Сейчас реализуется стратегия развития сети в малых городах.

Мы проанализировали все города Краснодарского края с численностью населения от 30 до 150 тыс. жителей, посмотрели, как в этих городах представлен бизнес (сколько компаний, сколько ИНН) и изучили аналитику ритейлеров. В итоге определили для себя 24 города, где мы откроем современные офисы

За 2023 года свои отделения мы успели открыть или откроем до конца года в: Тихорецке, Тимашевске, Горячем Ключе, Белореченске, Апшеронске, Лабинске, Усть-Лабинске, Крымске, Абинске, Славянске-на-Кубани, Геленджике. Думаю, что в Геленджике у нас будет успех не меньший, чем в Анапе, где нам пришлось расширять офис, потому что поток клиентов был достаточно высоким. В Сочинском кластере открыто пять офисов: три — в Сочи, и по одному в Адлере и Туапсе.

— Планируется ли развитие Альфа-Банка в Республике Адыгея?

— Адыгея — это тоже наша зона большого внимания и активного развития. Работу по выходу в республику мы начали еще в прошлом году, а в конце июня этого года открыли офис в Майкопе. В планах открыть офис в поселке Яблоновский, в котором мы также видим большой потенциал.

— Заходя в новые города, как вы определяете, где должен находиться офис, чтобы его локация была максимальна удобна клиентам банка?

— У нас есть аналитики, которые изучают потоки людей на карте города и вычисляют наиболее идеальное место для открытия офиса. С другой стороны, в небольших городах, где люди порой впервые слышат про Альфа-Банк, есть свои особенности, которые также нужно учитывать.

Приведу в качестве примера Анапу, где мы достаточно быстро открыли офис в самом центре города, на улице Крымской. Офис мы открыли 22 декабря 2022 года, но уже к апрелю абсолютно не справлялись с потоком людей, поэтому пришлось перестраивать офис и увеличивать площадь. В данный период поток клиентов продолжает расти от месяца к месяцу, поэтому я не исключаю, что мы откроем в Анапе и второй офис.

— Расскажите о новых форматах офисов Альфа-Банка.

— На протяжении последних пару лет мы наблюдали тренд, когда некоторые банки сокращали свою сеть отделений, а мы, наоборот, открываем новые офисы. Поэтому кажется, что «Альфа» идет против тенденций рынка, но это не так - мы создаем свою тенденцию. Недавно мы открыли 400-й офис «легкой» сети по России, а в декабре откроется 500-й офис.

У нас появился новый формат — «микро-офисы». Они возводятся за небольшой период времени, в них нет кассы, однако обеспечивается полный набор всех клиентских продуктов, сервисов и процессов. Кассовые операции мы осуществляем с помощью банкоматов, технологичность которых позволяет полностью совершать все необходимые процессы. На возведение такого офиса в среднем уходит не более месяца.

Все новые офисы, которые мы открываем сегодня, соответствуют формату phygital. Это сочетание physical и digital — люди и технологии. И первой, и второй части этого понятия мы уделяем особое внимание. Альфа-Банк верит в то, что человеческие контакты не менее важны, чем технологии. Сам формат офисов предполагает создание непринужденной атмосферы — это открытое пространство с окнами в пол, отсутствие лишнего информационного шума в виде рекламных плакатов и листовок, свободная планировка, удобные кресла. Человек занимает любой столик в офисе, который больше напоминает кафе (кстати, у нас в офисах стоят кофе-машины, где вы можете сделать себе кофе), а менеджер подсаживается к клиенту за тот столик, который он выбрал. Кажется, что это мелочь, но, на самом деле, это очень важно, чтобы клиент почувствовал себя еще более значимым.

В офисе нет проводов, нет системных блоков и даже принтеров вы не увидите — все максимально спрятано от глаз, чтобы освободить пространство. В новых офисах работа с бумагой тоже предусмотрена. Однако есть клиенты, которые хотят, чтобы все документы были распечатаны и мы идем навстречу. Тем не менее, мы экономим десятки тонн бумаги за год, используя электронный документооборот, тем самым экономя время клиентов, повышаем скорость обслуживания, и заботимся об экологии.

— Какие продукты и сервисы пользуются популярностью у клиентов в малых городах присутствия Альфа-Банка?

— Одним из самых востребованных продуктов в Альфа-Банке является Альфа-карта - бесплатная дебетовая карта с супер-кэшбэком о 100% и бесплатные переводы. Кстати, наша Альфа-Карта признана лучшей на рынке по итогам исследования компании Frank RG, аналитики которой исследовали 25 банков и проанализировали тарифы и условия по 380 дебетовым картам. Второй самый популярный продукт — это наша знаменитая и бесплатная кредитная карта, которую дополнили кэшбэком и продлили беспроцентный период до 365 дней. Повышение ключевой ставки и появление интересных предложений со стороны банка способствовало повышению интереса населения по открытию депозитов и накопительных счетов.

Все большую популярность набирает бесплатная «Детская карта» с кэшбеком 5% в кафе и 1% на все покупки. Оформляют ее родители детям от 6 до 14 лет, и для детей разработана игра, в которой они получают денежные призы и финансовые подсказки.

Особой популярностью у клиентов пользуется платежный Альфа- стикер, с которым мы первыми вышли на рынок, бесплатно предоставив 1000 стикеров первым заказавшим клиентам. Альфа-стикер приклеивается на любой телефон, который прикладывается к терминалу для оплаты. Работает он как обычная карта.

Еще в конце прошлого года Альфа-Банк запустил новый продукт - «кредитование под залог недвижимости». С помощью данного продукта мы предоставляем нашим клиентам возможность оформления кредита под больший срок и привлекательную процентную ставку, что делает платеж более комфортным для погашения. Сегодня Краснодарский край находится в числе регионов-лидеров по востребованности кредитов под залог недвижимости в Альфа-Банке.

— Можно подвести уже какие-то итоги вашей работы в этом году?

— За девять месяцев этого года в Краснодарском крае нам удалось привлечь свыше 90 тыс новых клиентов. Портфель кредитования розничного бизнеса банка на Кубани составляет около 100 млрд руб., из которых 41 млрд руб. - ипотека. Рост портфеля за девять месяцев 2023 года составил 31,6% к аналогичному периоду прошлого года, или на 24 млрд руб. По ипотеке рост составил 51%, или на 14 млрд руб.

Резкий рост показало направление автокредитования. За девять месяцев текущего года портфель автокредитования Альфа-Банка на Кубани вырос в 4,2 раза. Средства физических лиц в объеме портфеля (без эскроу-счетов) составили 76 млрд руб., а прирост за девять месяцев составил 40,7%. По каждому показателю Альфа-Банк занимает третье место на рынке в Краснодарском крае.

— Какие новые продукты и сервисы вы планируете вводить в обозримом будущем?

— У нас появился сервис BNPL (покупай сейчас — плати позже). В нашем банке он называется «Подели» (alfabank.ru/retail/podeli). актуальность данного сервиса мы видим уже сейчас — в преддверии новогодних праздников востребованность у населения высокая. Идея сервиса заключается в том, что клиент, приходя в любой магазин и выбирая товар, оплачивает покупку, разбивая ее стоимость ее на четыре платежа. Первый платеж делается в момент покупки, остальные позже. Товар можно забрать после первого платежа. Для этого нужна карта любого банка, но, если при этом у клиента карта Альфа-Банка, у него возникают дополнительные бонусы в виде повышенного кэшбэка, либо уменьшения стоимости покупок, либо продления платежей на большее количество частей. Планируем вводить и другие продукты и дальше развивать продуктовые линейку и насыщать предложения интересными опциями.


Наши оперативные новости и самая важная информация — в Telegram

АО «Альфа-Банк». www.alfabank.ru

Реклама.

Вся лента