Открылась бездна, гнезд полна
На экранах «Другие: Проклятие кукушки» Мар Таргароны
В прокат вышел триллер «Другие: Проклятие кукушки» (El Cuco) Мар Таргароны. Ни о какой международной дружбе в картине испанско-германского производства речи не идет — скорее, о ее полной противоположности. Рассказывает Юлия Шагельман.
Обмен домами с полными незнакомцами — что-то, чего люди никогда не делают в реальной жизни, но, как ни парадоксально, такой безрассудный поступок не впервые вдохновляет кинематографистов. Например, именно такова завязка милейшего рождественского ромкома Нэнси Майерс «Отпуск по обмену» (2006). Поменявшись домами на каникулы, его героини находят любовь и, что еще важнее, обретают веру в самих себя. Увы, персонажам «Кукушки» (так фильм Мар Таргароны называется в оригинале) повезло намного меньше: их отпуск по обмену превращается в настоящий кошмар, после которого даже просто снимать квартиру у частных владельцев может показаться опасной затеей. А себя они теряют полностью, о чем предупреждает предпосланная картине цитата из классика ужасов Г. Ф. Лавкрафта, которая, в общем-то, одним предложением описывает весь последующий сюжет.
Анна (Белен Куэста) живет в Барселоне и работает в родильном доме. Она и сама вскоре станет матерью, но счастливое ожидание омрачает напряженность в отношениях с мужем Марком (Хорхе Сукет). Тот допоздна пропадает на работе, совсем не помогает по дому, вынуждая жену заниматься хозяйством «во вторую смену», по вечерам вместо чтения книг о родительстве играет в компьютерные игрушки и даже забывает о датах, на которые они договорились взять отпуск перед появлением ребенка. Однако Анна уже разместила фото их квартиры на сайте, где люди обмениваются жильем, и получила отклик от симпатичной пожилой пары из Шварцвальда, которой довольные туристы уже оставили множество положительных отзывов.
Слегка поупиравшись, Марк соглашается на поездку, и супруги отправляются в Германию, оставив свою собачку на попечении соседа Лукаса (Давид Сельвас). При личном знакомстве, правда, Ганс (Райнер Рейнерс) и Ольга (Хильдегард Шредтер) оказываются какими-то странными, особенно муж. Он бесцеремонно щупает мускулы Марка и ни с того ни с сего дарит ему свои дорогие «умные часы», в то время как его жена, задав Анне пару вопросов о беременности, в основном молчит и улыбается. Ганс же озвучивает основные правила обмена домами: относиться к чужому имуществу с уважением; дать себе время, чтобы привыкнуть к новому месту. Есть еще и третье правило, но при первой встрече оно не прозвучит.
Впрочем, сами немецкие пенсионеры, в отличие от своих молодых гостей, эти условия вовсе не соблюдают. Пока Анна и Марк в восхищении ходят по их модерновому дому, напичканному электроникой и системами наблюдения, сами они устраивают в барселонской квартире полный разгром, да еще бормочут какие-то заговоры, вызывая подозрения у Лукаса. В это время в бассейне их дома обнаруживается их взрослая и совершенно обнаженная дочь (Чача Хуан), о которой испанских гостей никто не предупреждал, а Марк попадает в аварию на хозяйской машине, после которой начинает вести себя так, как будто его подменили. И если Анну такое развитие событий удивляет, то зрителей не очень.
Авторы «Проклятия кукушки» выкладывают свои карты на стол довольно быстро. Сам мотив кукушонка, выкидывающего из гнезда его законных обитателей, повторяется часто и настойчиво: Анна смотрит передачу о привычках этих птиц перед самым отъездом в Германию, потом рассказ о них прозвучит еще раз в набитом часами с кукушкой шварцвальдском музее, куда они заходят вместе с Марком. Также зрительское внимание усиленно привлекают к многочисленным зеркалам и отражениям, а в одной из самых тревожных сцен фильма появятся еще и маски, в буквальном смысле заменяющие собственные лица героев.
При этом пугающую атмосферу Мар Таргарона нагнетает все-таки вполне мастеровито, а Белен Куэста отлично справляется с ролью типичной хоррорной героини, растерянной и не понимающей, что за дичь вокруг нее творится. Беременность Анны дополнительно повышает ставки — трудно ей не сочувствовать, даже если все повороты в картине довольно схематичные и предсказуемые, а о внутренней логике происходящего вообще лучше не задумываться. Эту предсказуемость с лихвой искупает финал, когда авторы отбрасывают все сдерживающие факторы и пускаются во все тяжкие. Если у «Проклятия кукушки» вдруг родится сиквел, у него есть все шансы оказаться куда более страшным.