И детского сада мало
Сенаторы хотят научить молодежь как можно раньше распознавать влияние Запада
В понедельник комиссия Совета федерации по защите государственного суверенитета провела заседание, посвященное противодействию вмешательству во внутренние дела России «по линии молодежной политики». Сенаторы сошлись во мнении, что подрастающему поколению с самых юных лет нужна «прививка» от зарубежного влияния. А приглашенный эксперт предложил создать «реестр негативных явлений» и включить защиту суверенитета в «детские программы по политическому образованию».
В ходе попыток вмешательства во внутренние дела РФ страны Запада рассматривают молодежь в качестве приоритетной цели, разъяснил тему заседания глава комиссии Андрей Климов. «В поле зрения попадают даже те, кто моложе 14 лет»,— возмутился он: работа ведется через «социальные сети, игры и разные контакты». «Когда не очень окрепшие души входят в эту сеть, им кажется, что они одни, а они не одни. Далее начинается разработка»,— предупредил сенатор. В качестве примера он привел молодых людей, атаковавших военкоматы. «Против нас неглупые люди работают. Они понимают, что абсолютное большинство граждан доверяют своей власти, нашему национальному лидеру, готовы его поддержать,— продолжил господин Климов.— Надежда наших недругов на то, что им удастся сыграть деструктивную роль в последующий период».
Сославшись на слова Владимира Путина о том, что граждане должны с самого детства чувствовать себя «частью большой страны» с ее историей и ценностями, Андрей Климов развил эту мысль еще дальше: у них должна быть «прививка», которая будет защищать подобно зонту во время дождя. «Человек должен быть настолько воспитан, подготовлен и убежден, что это (внешнее влияние.— “Ъ”) будет зря и крайне неэффективно».
Выступивший следом руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков посетовал, что слишком много ответственности в сфере молодежной политики лежит на государстве: «Неплохо было бы, в том числе на законодательном уровне, зафиксировать ответственность общества и семьи». Например, защиту детей от соцсетей и игр, по мнению политолога, должны обеспечивать именно родители, а государство — давать им инструментарий. Развивая эту мысль, он предложил создать «публичный реестр негативных явлений» — игр, телепрограмм, соцсетей, мессенджеров,— который будет нести «объяснительную функцию», так как «родители не всегда могут компетентно объяснить».
Отдельно господин Чеснаков остановился на выборном процессе, призвав обращать внимание не только на «голосующую» молодежь, но и на тех, кто еще не обладает пассивным избирательным правом: «Неплохо было бы все вопросы, связанные с защитой суверенитета, включить в детские программы по политическому образованию». Поскольку «целенаправленная программа» по такому образованию в России пока отсутствует, к решению проблемы нужно привлекать политконсультантов, предложил эксперт: «Это должны быть не просто педагоги, а глубоко погруженные в проблематику люди, со знанием инструментов политического давления. Политологи, условно говоря, в образовательной среде».
Андрей Климов согласился с мнением об ответственности родителей, констатировав, что «без семьи очень трудно решить все силовыми структурами или законами». В качестве примера он привел «пропаганду бездетности», после чего между участниками заседания неожиданно завязалась филологическая дискуссия.
«Чайлдфри»,— поправила коллегу сенатор Любовь Глебова. «Я специально русский язык стараюсь включать,— отреагировал господин Климов,— потому что, даже обсуждая это, обязательно включают западные нарративы. Это что, научности добавляет или прогрессивности?»
Госпожа Глебова в ответ заявила, что это «искусственное, нехарактерное» явление для нашей страны, поэтому вместе с ним в язык проникает и термин: «Вот для кого оно характерное, там и название рождается. А потом вместе с названием приходит к нам...» — «Не надо нам…» — попытался перехватить инициативу Андрей Климов, но коллега оказалась настойчивее. «Не надо нам нашего названия под их явление! Пусть оно вместе с названием и умрет в нашей стране!» — победно резюмировала Любовь Глебова.
Другие сенаторы вернули разговор к главной теме. Владимир Полетаев констатировал, что с началом спецоперации влияние «огромного западного вмешательства» стало проходить: «Когда мы работаем с бойцами — это же тоже молодые люди, 1990-х годов рождения,— мы видим, как меняется парадигма». Эдуард Исаков предложил активнее использовать при воспитании молодых людей патриотическую тему. «Мы сегодня смотрим сериалы, непонятно что воспитывающие. А таких, которые бы помогали привлекать больше молодежи в волонтерские организации, их крайне мало,— возмутился он.— У нас в каждом муниципалитете есть свое телевидение, где у них госзадание?»
Еще глубже эту тему развил Михаил Белоусов, заявивший об отсутствии «политической подпитки» в культурной сфере. «Я специально пошел в один из центральных книжных, чтобы найти что-то про СВО,— ничего. Ни одного спектакля у нас не поставлено по теме. (Хотя.— “Ъ”) сто театров в Москве и Московской области»,— сокрушался сенатор. Он также раскритиковал создателей сериала «Слово пацана», которые напоминают зрителям, как «группируется» и «выясняет отношения» криминалитет.
«Я бы лучше (снимал.— “Ъ”) про тех пацанов, которые в Луганске или в Донбассе воюют и помогают»,— поучительно добавил господин Белоусов.
Наконец, Любовь Глебова заявила, что у молодежи должно быть «естественное желание» защищать суверенитет России, а «формирование головы» начинается очень рано. В этом контексте сенатор вспомнила диалог главы Минпроса Сергея Кравцова с Владимиром Путиным на недавнем заседании наблюдательного совета «Движения первых». Обсуждая программу «Орлята России» для начальной школы, министр заявил, что «нам бы в детский сад пора отправиться». На что президент ответил, что «как родился, так и начинать надо», пересказала госпожа Глебова.
Итог обсуждению подвел Андрей Климов, который заявил, что эта «серьезная стратегическая тема» войдет в план работы комиссии на 2024 год, потому что без «должным образом подготовленного нового поколения граждан России нам очень трудно будет двигать дальше нашу самобытную российскую цивилизацию».
Борьбой с иностранным вмешательством в выборы президента займется депутатская спецгруппа
В Госдуме создадут специальную мониторинговую группу по отслеживанию и пресечению попыток иностранного вмешательства в президентскую избирательную кампанию. Такое решение было принято 11 декабря на встрече членов думской комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России с членом Центризбиркома (ЦИК) Игорем Борисовым. Группу возглавил заместитель председателя комиссии Андрей Альшевских («Единая Россия»).
Участники встречи сошлись во мнении о том, что «агенты влияния» уже активизировались. «Противник рассматривает избирательную кампанию как возможность дестабилизировать ситуацию в России, например, разжигая межнациональную рознь в национальных республиках»,— сообщил глава комиссии, председатель комитета Думы по безопасности Василий Пискарев («Единая Россия»). Он поделился данными о «более 100 медиапроектах», подконтрольных центрам управления из США, Великобритании, ФРГ, Швеции, Польши и на Украине, которые готовят западную аудиторию к признанию президентских выборов в России нелегитимными и «одновременно отрабатывают задания по дискредитации наших вооруженных сил». В этой деятельности, по словам депутата, участвуют и «некоторые релоканты».
Игорь Борисов, в свою очередь, отметил, что Центризбирком тоже зафиксировал «подобную активность». «Попытки вмешательства в наши выборы будут предприниматься на всех стадиях избирательной кампании — в период выдвижения кандидатов, в процессе проведения агитации и непосредственно во время голосования»,— полагает член ЦИКа.
Напомним, летом 2021 года в деятельности ЦИКа появилось отдельное направление по противодействию иностранному вмешательству в российские выборы, курировать которое поручили Игорю Борисову. Тогда он подчеркивал, что Россия стала первым государством, где профильная электоральная организация начала предметно изучать вопрос иностранного вмешательства в выборы. При этом господин Борисов и раньше входил в состав мониторинговых групп, которые создавались в Думе для наблюдения за иностранным вмешательством в выборы.