Горе от стрима
Юлия Юрасова об интеграции ТВ и видеосервисов
Между бесконечными огнями предновогодних показов и премьер онлайн-кинотеатров и ТВ нашлось место и для итогов года видеосервисов. На одном из таких мероприятий выяснилось, что в отрасли может сложиться неожиданное партнерство необъявленных конкурентов: видеосервиса «Кинопоиск» и телеканала ВГТРК. В частности, премьера сериала «Куколка» состоится именно на «Кинопоиске», а не в эфире.
В индустрии давно идут разговоры о поглощении видеосервисами аудитории телеканалов. Однако в обоих лагерях отрицают сам факт серьезной конкуренции. В «Кинопоиске», например, для убедительности сообщили, что пересечение аудитории ТВ-каналов и стримингов составляет лишь 10%, а 98% жителей России старше четырех лет смотрят телевизор хотя бы раз в месяц (данные Mediascope). Новость привела в восторг отраслевые Telegram-каналы: «Все это были вымыслы про битву видеосервисов и телевещателей, вот вам цифры». «Онлайн-кинотеатры не каннибализируют эфирное телевидение, а расширяют его возможности»,— писали ведущие эксперты.
Но так ли это на самом деле? ТВ-каналы усердно продвигают мысль о том, что не видят конкуренции, выставляя стриминги в качестве «братьев наших меньших». Например, гендиректор телеканалов «Пятница!» и «Суббота» Николай Картозия так и перечисляет их в своем Telegram-канале: «Пион», «Люмьер», «Киви», «Онко», «Горе-ТВ». Остроту высказываний смягчают при этом речи об исключительном «взаимовыгодном сотрудничестве», хотя на практике все обстоит иначе. И кто чей младший брат, на самом деле далеко не очевидно.
Проекты «Библиотекарь» (Wink), «Нулевой пациент» («Кинопоиск»), «Контейнер» (Start) вышли исходно именно у стримингов, а потом уже на ТВ. Нашумевшее «Слово пацана» тоже сначала посмотрели зрители видеосервисов Wink и Start, а на НТВ сериал появится только в следующем году. Пока создается впечатление, что онлайн-кинотеатры только накачивают аудиторию за счет показа своих проектов на телевидении. А чтобы пользователь не отвлекался, расширяют каталоги: Okko и «Кинопоиск» активно закупают права на спортивные трансляции — КХЛ, матчи чемпионата Европы по футболу 2024 года.
Каналы в этой истории явно рассчитывают на зрителей онлайн-кинотеатров и возврат их к сетке передач. Но сейчас для ТВ такое партнерство с точки зрения эффективности выглядит скорее спорным. Зачем зрителю садиться перед телевизором и ждать продолжения серии после рекламных пауз, когда можно оплатить подписку и сразу посмотреть онлайн? Тем более что большинство онлайн-кинотеатров все еще предлагают бесконечные пробные периоды на месяц или три всего за 1 руб. И такая подписка включает не только проекты стримингов, но и цифровые каналы.