Золотые яйца

Воронежское УФАС, производители и сети изучают рост цен на «источник белка»

Воронежское управление Федеральной антимонопольной службы после указания федерального руководства начало проверять основных производителей куриных яиц в связи с ростом цен. В ведомстве предполагают, что именно производители виновны в происходящем, так как сети «исполняют обязательства» по торговой наценке на социально значимую продукцию в 10%. Производители яиц согласны, что традиционный декабрьский рост в нынешнем году стал рекордным, но винят в этом высокие ценовые предложения сетей. Представители сетей утверждают, что динамика замедляется.

Рост цен на яйца к Новому году происходит ежегодно, но в этом году он действительно велик, отмечают участники рынка

Фото: Влад Некрасов, Коммерсантъ

О начале проверок шести основных местных производителей «Ъ-Черноземье» сообщил глава воронежского УФАС Денис Чушкин. Проверки инициированы в отношении хохольской птицефабрики ООО «Ряба» Вадима Мурашкина, ООО «Птицефабрика Бобровская» (бывший крупнейший региональный производитель «Птицепром Бобровский») Николая Иванова и Ирины Пушуковой, птицефабрики «Третьяковская» семьи Геннадия Ширяева в Борисоглебском городском округе, а также двух крупных крестьянско-фермерских хозяйств и одного индивидуального предпринимателя.

Сегодня УФАС планирует провести в Воронеже совещание с руководителями птицефабрик, сообщил господин Чушкин: «Послушаем их объяснения о том, что стало причиной роста цен». В беседе с «Ъ-Черноземье» руководитель управления предположил, что «причина роста цен состоит именно в звене производителей, а не в действиях торговых сетей»: «Они исполняют обязательства сохранять торговую наценку на яйца как социально значимые продукты на уровне не более 10%. Одновременно мы фиксируем, что на фоне роста цен рентабельность птицефабрик сегодня выросла на 30%. Заметна большая разница между оптовой и отпускной стоимостью товаров».

Руководитель УФАС признает, что работа только с воронежскими производителями «в рамках полномочий управления» не сможет кардинально изменить ситуацию на розничном рынке региона: «У нас нет ни одной птицефабрики, входящей в первую десятку в РФ по объему производства. Напротив, на полках магазинов много продукции крупнейшей птицефабрики из Ленинградской области, занимающей сразу 6% рынка (речь об АО "Птицефабрика Синявинская".— «Ъ»). Денис Чушкин также отметил, что в Воронежской области число производителей яиц за последнее время уменьшилось.

«Анализом образования цен» на яйца занимаются и УФАС в других областях Черноземья: соответствующие поручения в регионы в середине ноября направил центральный аппарат ведомства. Управления должны были запросить местные птицефабрики о формировании цен и на основании ответов проверить их «обоснованность». О результатах ни одно из региональных подразделений пока не сообщало.

На минувших выходных разные telegram-каналы сообщали об образовании очередей за яйцами в Белгороде. По их данным, жителей привлекла одна из точек на Южной ярмарке, в которой куриные яйца продавали по 68 руб. за десяток, тогда как в магазинах цена доходила до 180 руб. Курирующий сельское хозяйство вице-губернатор Юлия Щедрина объяснила появление очередей «предприимчивостью» местных жителей. «Чтобы яйца достались абсолютно всем желающим, было принято решение продавать по два десятка в одни руки. Тогда предприимчивые граждане стали приходить буквально целыми семьями, чтобы купить максимальное количество яиц»,— объясняла чиновница.

Ажиотаж она назвала искусственным, добавив, что «яиц хватит всем», а самообеспеченность региона этим продуктом составляет порядка 200%.

Производство яиц в Черноземье довольно велико. В Белгородской области за январь–сентябрь было получено 1,14 млрд (-7,5% к аналогичному периоду прошлого года), в Воронежской — 875,5 млн (+22,8%), в Курской — 143 млн (+1,9%), в Липецкой — 655 млн (-0,4%), в Орловской — 44,57 млн (+0,6%), в Тамбовской — 90,6 млн (+0,2%), сообщили «Ъ-Черноземье» в правительствах регионов. Из данных Воронежстата следует, что в регионе с 27 ноября по 4 декабря (последние опубликованные данные) десяток куриных яиц подорожал на 6,14% до 113,8 руб. Другие территориальные органы в Черноземье оперативные данные пока не публиковали.

Вадим Мурашкин (ООО «Ряба»; из крупных сетей работает с «Магнитом») сказал „Ъ“, что производители «не имеют никакого отношения к ценам на полке»: «Еженедельно проходят торги, сети нам предлагают цену. Если предложили продать, условно говоря, по 120 руб., зачем мы будем продавать за 80? Раньше мы держали низкую цену, а у других поставщиков сети все равно покупали чуть ли не вдвое дороже. Мы уже давно соглашаемся на предлагаемые цены, даже если они не очень велики. И в течение последних семи лет наша рентабельность не превышала 6%: как с этим вообще можно развиваться, обновлять оборудование?»

Рост цен на яйца к новогодним праздникам происходит ежегодно, но в этом году он действительно велик, признает господин Мурашкин: «Не берусь утверждать, но могу предположить, что идет борьба сетей за объем. Не исключено и влияние снижения поголовья в некоторых регионах (не в Воронежской области) — яйца ввозятся в том числе из отдаленных субъектов».

В Росптицесоюзе отметили, что отечественное производство яиц «находится на уровне прошлого года и предпосылок для его снижения не предвидится»: «На душу населения в текущем году будет произведено 288 шт. яйца при рекомендованной норме потребления 260 шт.». Там подчеркнули, что по яйцу «ценообразование имеет сезонный характер — летнее снижение и рост во втором полугодии»: «Разница от минимальной цены к цене к концу года достигает 35-60%. В текущей ситуации отпускная цена производителей за 11 месяцев превысила цену аналогичного периода прошлого года немногим более чем на 10%. Рост цен на полке в рознице обусловлен маркетинговой политикой торговых организаций (федеральных сетей), которые никогда не учитывали интересы производителей, используя свое монопольное положение на рынке. Происходящий рост цен на все продукты, товары и услуги создал повышенную востребованность самого экономически доступного продукта, обеспечивающего население животным белком».

В Ассоциации компаний розничной торговли (объединяет крупные федеральные торговые сети) констатировали, что за неделю с 28 ноября по 4 декабря (последние опубликованные данные) «темп роста цен снизился»: индекс потребительских цен составил 0,12%. «Дорожали огурцы (+10,4%), яйца куриные (+4,2%), бананы…» — отметили в объединении. При этом яйца находятся в тройке самых дорожающих за неделю пищевых продуктов с конца сентября, следует из данных ассоциации со ссылкой на Росстат.

Олег Мухин, Сергей Калашников

Вся лента