«В номинальном выражении ВРП края по году составит около 3,9 трлн рублей»

Первый вице-губернатор Кубани Игорь Галась — об экономических итогах 2023 года, мерах преодоления бюджетного дефицита и планах по устойчивому росту валового регионального продукта на ближайшие три года

Первый вице-губернатор Кубани Игорь Галась

Фото: Пресс-служба администрации Краснодарского края

GUIDE: Как вы оцениваете экономические результаты Краснодарского края по итогам уходящего года?

ИГОРЬ ГАЛАСЬ: Подводить итоги еще рано. Но проследить и проанализировать развитие экономики региона в этом году давайте попробуем. Нашей основной задачей в начале года было не допустить снижения валового регионального продукта и обеспечить его рост. Своевременно принятые меры поддержки бизнеса и населения позволили выйти на показатели выше тех, о которых говорили изначально в январе.

По итогам 10 месяцев рост ВРП края составил 103%. В большинстве отраслей реального сектора экономики Кубани динамика превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Мы растем устойчиво. В номинальном выражении ВРП края по году составит около 3,9 трлн руб. В прошлом году, напомню, валовой региональный продукт был 3,5 млрд руб. Такие темы роста экономики позволяют наращивать наши бюджетные возможности.

Если посмотреть в разрезе отраслей, то индекс промышленного производства составляет 107,4%. Мы видим ускоренный рост в производстве пищевых продуктов (106,8%), нефтепереработке (118,6%) и металлургии (112,2%).

Преодолена отрицательная динамика в сельхозотрасли, имевшая место в предыдущие месяцы, по итогам 10 месяцев темп роста составил 100,5%.

Активное строительство автомобильных дорог и портовых мощностей способствовало высоким темпам роста в строительном комплексе — 107,4% (РФ — 108,1%). Рост объемов услуг в транспортном комплексе составил 107,8%.

Организации оптовой торговли увеличили товарооборот на 18,9%. Положительный тренд обеспечен за счет увеличения числа логистических комплексов и распределительных центров на территории края. Сохраняет уверенный рост потребительская активность. Оборот розничной торговли возрос на 6,9%, общественного питания — на 2,6%.

Мы также отмечаем позитивный тренд в уровне жизни населения и состоянии рынка труда. Заработная плата достигла 53,8 тыс. руб. Рост в реальном выражении составил 108,2%. А уровень безработицы достиг исторического минимума — 0,3% от численности рабочей силы.

Все эти результаты — следствие большой работы, направленной на перераспределение сил между отраслями и реализацию комплекса федеральных и региональных мер поддержки бизнеса в условиях конъюнктурной и геополитической турбулентности.

G: Какие еще плановые показатели социально-экономического развития Кубани были превышены? В чем вы видите главные точки роста экономики Краснодарского края?

И. Г.: Край обладает значительными ресурсами во всех основных отраслях экономики. Поэтому и сегодня, и на будущие годы мы не делаем особых акцентов на развитие той или иной отрасли, планируем равномерно придавать ускорение всем секторам региональной экономики.

При этом в новой экономической реальности наибольшее внимание предполагается сосредоточить на таких основных источниках развития, как промышленность, расширение логистических коридоров и географии спроса на транспортные услуги, ускорение инвестиционной активности, сохранение низкого уровня безработицы и рост реальных доходов населения.

Если говорить о перспективном развитии, в ближайшие три года мы прогнозируем, что экономика Кубани будет продолжать развиваться в положительном ключе. Безусловно, это будет выражаться в росте ВРП края опережающими российский рост темпами. По нашему прогнозу, в среднем за период 2024–2026 годов — не ниже трех процентных пунктов ежегодно.

G: Действует ли в крае принятый весной 2022 года план устойчивого развития экономики и социальной стабильности? Какие он претерпел изменения за все это время?

И. Г.: Да, план обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности продолжает действовать. Он на регулярной основе актуализируется с учетом запросов бизнеса и населения региона. На сегодня в него включено порядка 70 мероприятий. Реализация отдельных из них запланирована до 2026 года. Они направлены на адресную и точечную поддержку бизнеса и жителей края. Общий объем их финансирования составляет 11,8 млрд руб.

Запланированный объем средств в 2023 году на поддержку в рамках мероприятий плана с учетом федеральных средств составляет 7,6 млрд руб., из них бюджет Краснодарского края — 6,6 млрд.

Безусловно, акцент сделан на поддержку базовых отраслей экономики. Большое внимание уделяется развитию промышленности, агропромышленного комплекса. В транспортной отрасли направляем средства на обновление подвижного состава — за счет федерального и краевого бюджетов приобретаем электробусы и автобусы. Продолжают действовать льготы по УСН для поддержки IT-бизнеса. Активную работу с малым и средним предпринимательством ведут Фонды микрофинансирования и развития бизнеса. И, конечно, в фокусе нашего внимания остаются организации детского отдыха.

Помимо экономических мер, в рамках плана реализуется ряд мероприятий, направленных на обеспечение социальной стабильности, в том числе за счет развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований.

G: Какие показатели в 2023 году обеспечил промышленный комплекс Краснодарского края?

И. Г.: На протяжении всего текущего года промышленность края демонстрирует высокие темпы роста, превосходящие среднероссийскую динамику. Как я отметил уже ранее, по итогам 10 месяцев индекс промышленного производства составил 107,4% при 103,5% в целом по российской промышленности.

Высокий рост обеспечен импортозамещающими отраслями, где в предыдущие годы отмечалась низкая или даже отрицательная динамика: производство кожи и изделий из кожи возросло в 2,5 раза, лекарственных средств и медицинских материалов — на 29,6%, полиграфической продукции — на 28,9%, текстильных изделий — на 19,8%, электрооборудования — на 18,2%, химических веществ и продуктов — на 12,1%, готовых металлических изделий — на 10%. Эти отрасли выпускают практически 10% промышленной продукции края. Ожидаем, что по итогам 2023 года индекс промышленного производства края превысит 108%.

G: Какие на сегодняшний день действуют меры поддержки субъектов экономической деятельности в регионе? Какие они дают плоды?

И. Г.: Власти Краснодарского края находятся в постоянной коммуникации с бизнесом. Это позволяет нам оперативно реагировать на запросы предпринимательского сообщества, а бизнесу использовать все возможные инструменты и наращивать объемы, что в результате положительно сказывается на экономике региона.

Еще в 2020 году в крае действовало 50 мер поддержки бизнеса. Сегодня их уже более 125. Объем их финансирования достиг 36 млрд руб. Преференциями могут пользоваться как представители крупного бизнеса, инвесторы, так и субъекты МСП.

В крае действуют четыре института поддержки бизнеса: Фонды микрофинансирования, развития бизнеса, развития промышленности и развития инноваций. В 2023 году мы докапитализировали Фонд развития бизнеса до 1,8 млрд руб., Фонд развития промышленности — до 6 млрд руб., Фонд микрофинансирования — до 3,6 млрд руб.

Часть мер поддержки у нас реализуется в рамках нашего антикризисного плана. Безусловно, акцент сделан на базовые отрасли экономики. Так, например, наш краевой ФРП предоставляет льготные займы до 200 млн руб. на срок до пяти лет под 0,1% годовых для развития импортозамещающих производств. В этом году уже предоставлено финансирование пяти получателям на общую сумму 580,6 млн руб. Всего же по всем действующим программам с начала 2023 года ФРП Кубани профинансировал 44 проекта, предоставив порядка 1,5 млрд руб.

Мы, в частности, предусмотрели различные меры поддержки для управляющих компаний и резидентов промпарков. С прошлого года резидентам, которые размещают новые производства, переносят их из других регионов в промышленные парки Кубани, расширяют предприятия и создают новые рабочие места, компенсируется половина затрат на аренду земель и производственных помещений в границах индустриальных парков региона.

Также в крае доступна субсидия на финансовое обеспечение до 30% затрат, связанных с производством импортозамещающей продукции. Предприятие, прошедшее конкурсный отбор, может получить до 300 млн руб. еще на этапе создания или развития производства. Чтобы получить субсидию, оно должно быть зарегистрировано на территории края, не иметь задолженностей по уплате налогов или иных взносов. В этом году финансовую поддержку одобрили 15 компаниям на сумму 1 млрд руб.

Благодаря мерам поддержки удалось вдвое увеличить количество инструментов по развитию и модернизации предприятий. Краснодарский край на четвертом месте в рейтинге промышленных регионов Минпромторга РФ. За последние пять лет в крае открыли десятки новых крупных и средних предприятий. Все это способствовало возрождению старых и развитию новых отраслей экономики.

В поддержку IT-бизнеса продолжают действовать дополнительные льготы. Во-первых, для них увеличен размер инвестиционного вычета по налогу на прибыль организаций с 50 до 70%. Снижены налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения: в размере 1%, в случае если объектом налогообложения являются доходы, и 5% — если объектом являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

В целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и самозанятым гражданам в Краснодарском крае Фонд микрофинансирования предоставляет 20 видов микрозаймов в сумме до 5 млн руб. сроком до 36 месяцев. Процентная ставка по ним варьируется от 0,1 до 6,5%.

Фондом развития бизнеса в рамках гарантийной деятельности сохранены сниженные ставки вознаграждения за предоставление поручительств для субъектов МСП до 0,5% годовых от суммы поручительства.

G: Как успешно на краевых предприятиях внедряется нацпроект «Производительность труда»?

И. Г.: Краснодарский край является лидером среди регионов страны по привлечению предприятий в национальный проект «Производительность труда». Сегодня более 290 компаний реального сектора экономики внедряют бережливые технологии при поддержке экспертов Федерального и Регионального центров компетенций. Почти 70% из этих предприятий добились прироста производительности труда на 5%. Напомню, это одна из главных задач нацпроекта.

К внедрению инновационных подходов в работе подключились системообразующие предприятия Кубани: Абинский электрометаллургический завод, Новороссийский морской торговый порт, Туапсинский морской торговый порт. Специалисты на некоторых проектах смогли добиться максимальных показателей — сокращения времени протекания процесса на 69%, уменьшения запасов в два раза, увеличения выработки на 350%.

Почти за пять лет реализации нацпроекта экономический эффект составил около 48 млрд руб. При полном охвате предприятий, попадающих под критерии (а их более тысячи в крае), мы получим общий экономический эффект уже 217 млрд руб. в год. Здесь стоит отметить, что мы видим очень важный социальный эффект: с помощью нацпроекта решаем проблему дефицита специалистов на рынке труда. За эти неполные пять лет мы восполнили кадровый дефицит в 23 тыс. человек.

G: Какое количество инвестиционных проектов сегодня реализуется в Краснодарском крае и на какую общую сумму?

И. Г.: Несмотря на санкционное давление, Краснодарский край продолжает привлекать все больше инвесторов. Сегодня регион находится на пятом месте в стране согласно рейтингу инвестпривлекательности по версии АСИ.

Инвестиционный портфель Краснодарского края — один из наиболее значимых по стоимости и многоотраслевому характеру в России. Если смотреть в разрезе Южного федерального округа, то тут наш регион на протяжении многих лет стабильно удерживает первенство — 50% по количеству и 40% по стоимости крупнейших проектов ЮФО реализуется на его территории.

На сегодняшний день на Кубани реализуют более 500 крупных проектов на общую сумму порядка 2,8 трлн руб. Это смело можно назвать рекордом. В перспективе это позволит создать свыше 103 тыс. новых рабочих мест.

Центральным вопросом в сегодняшних условиях является поддержка инвесторов. Для них также предусмотрены меры поддержки. В крае инвестор может рассчитывать на субсидию, которая покроет часть затрат на оплату процентов по принятым кредитным обязательствам на реализацию инвестиционных проектов. На сегодняшний день данной мерой воспользовались 20 инвесторов. Сумма их субсидирования составила 152,5 млн руб.

В качестве дополнительных мер мы увеличили до 70% инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль предприятий в сферах сельского хозяйства, санаторно-курортного комплекса, здравоохранения, обрабатывающих производств, логистики и IT-сферы. А для предприятий — участников национального проекта «Производительность труда» инвестиционный налоговый вычет увеличили до 90%.

G: Как в регионе осуществляются проекты государственно-частного партнерства? Назовите наиболее успешные из них?

И. Г.: За последнее время край действительно начал активнее использовать возможности механизмов государственно-частного партнерства для реализации значимых, капиталоемких и при этом социально направленных проектов. По итогам 2022 года в рейтинге Министерства экономического развития РФ по уровню развития государственно-частного партнерства Краснодарский край занимает седьмое место по России. Это результат комплексной работы с инвесторами. Еще четыре года назад регион находился на 52-й строчке рейтинга.

На сегодняшний день на территории Краснодарского края реализуют 81 проект на принципах государственно-частного или муниципально-частного партнерства. Общий объем инвестиций на данный момент составляет 88,1 млрд руб., из них частные инвестиции — 50,8 млрд руб. При этом на ближайшую перспективу рассматривается возможность реализации с применением механизмов ГЧП инфраструктурных проектов на сумму свыше 350 млрд руб.

В августе этого года Краснодарский край заключил соглашение о сотрудничестве с Национальным центром развития ГЧП. Совместная работа позволит выработать общие предложения по повышению эффективности взаимодействия с бизнесом на принципах, стандартах клиентоцентричности при реализации инфраструктурных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Одним из наиболее масштабных проектов на сегодняшний день можно точно назвать строительство трамвайных линий в Краснодаре. В 2022 году было заключено концессионное соглашение. Оно предусматривает создание в краевом центре 35 км трамвайных линий и приобретение 100 единиц подвижного состава. Данный проект капиталоемкий, и без внебюджетных источников (ВЭБ.РФ) реализация была сильно осложнена. На сегодняшний день уже завершаются работы по первому этапу реализации концессии. Также получено положительное заключение на второй этап работ — строительство трамвайной линии от Западного трамвайного депо до улицы Красных Партизан.

Если говорить о проектах, которые в перспективе, то можно выделить концессии в сфере обращения с ТКО — строительство комплекса по переработке отходов. Сейчас разрабатывается конкурсная документация. До конца года мы планируем ее опубликовать.

G: Несмотря на дефицитный бюджет Краснодарского края на ближайшую трехлетку, власти региона говорят о выполнении всех социальных обязательств. В ущерб чему будет сделан акцент на социальную составляющую бюджета?

И. Г.: Расходы бюджета края на 2024 год планируются в объеме 519,8 млрд руб. Параметры расходной части будут уточнены на сумму поступлений средств федерального бюджета после их распределения между регионами, а также с учетом итогов исполнения бюджета края в 2023 году.

Объем расходов бюджета края, направляемых на социальную сферу, составит 305 млрд руб. (по итогам 2023 года — 287,3 млрд руб.). В бюджете предусмотрены расходы на повышение заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с указами президента с учетом сохранения достигнутого соотношения между уровнями оплаты труда и средней заработной платы в крае, доведение до МРОТ, индексацию на 4% оплаты труда всем остальным работникам бюджетной сферы, а также на социальные выплаты и стипендии с индексацией на 4,5%.

При сохранении социальной направленности расходов бюджет края сформирован как бюджет развития. На строительство и реконструкцию объектов государственной и муниципальной собственности на 2024 год планируется направить треть всех расходов (31,9%) — 165,6 млрд руб. с ростом к 2023 году в 1,5 раза. Таким образом, при выполнении всех социальных обязательств в бюджете края предусмотрены средства на развитие других направлений экономики края.

Вы говорите о дефиците бюджета. Но дефицит дефициту рознь. В составе источников финансирования дефицита бюджета края (на 2024 год — 64,1 млрд руб., на 2025 год — 14,1 млрд руб.) отражено при¬влечение бюджетных кредитов из федерального бюджета для реализации инфраструктурных проектов по реконструкции очистных со¬оружений и строительству системы централизованного водоотведения на черноморском побережье, реконструкции и строительству водоводов (в 2024 году — 57,2 млрд руб., в 2025 году — 16,9 млрд руб.), а также направление на расходы остатков средств на счетах по учету средств бюджета (на 2024 год — 6,4 млрд руб.). То есть дефицит имеет технический характер.

Отмечу, что расходы бюджета края, осуществляемые за счет инфраструктурных бюджетных кредитов, отражаемых в составе источников финансирования дефицита бюджета, направлены на стимулирование развития экономики края и, соответственно, увеличение в перспективе доходов бюджета края.

Начиная с 2021 года кредиты от кредитных организаций в бюджет Краснодарского края не привлекались. При этом объем коммерческой задолженности по долговым обязательствам края ежегодно снижается.

G: Удастся ли, на ваш взгляд, в будущем году сократить разрыв между доходной и расходными частями и за счет каких поступлений?

И. Г.: Учитывая вызовы последних лет, мы проводим достаточно осторожную бюджетную политику. Доходы бюджета формируются исходя из базового сценария социально-экономического развития. Правильность выбранной бюджетной политики подтверждена в текущем году. За счет положительной динамики поступлений мы смогли поэтапно увеличить план по собственным доходам, и тем самым обеспечить финансирование непредвиденных расходов (налоговые и неналоговые доходы бюджета Краснодарского края увеличены в текущем году на 12%).

За 11 месяцев текущего года в консолидированный бюджет края мобилизовано 452 млрд руб. налоговых и неналоговых доходов, прирост к аналогичному периоду 2022 года около 80 млрд руб., динамика — 121,3%. В рейтинге регионов по объему налоговых и неналоговых доходов Краснодарский край традиционно в первой пятерке субъектов-лидеров.

Положительная ди¬намика по доходам обеспечена ростом поступлений по основным налогам и обуслов¬лена повышением уровня социально-экономического развития Краснодарского края. По налогу на прибыль поступления выросли в 1,6 раза. По НДФЛ и упрощенной системе налогообложения прирост составил более 10% (114,5 и 117,1% соответственно).

Краснодарский край имеет диверсифицированную экономику, доходную часть бюджета формируют предприятия потребительской сферы (15%), топливно-энергетического комплекса (14,9%), сельского хозяйства (9%), отраслей транспорта (5,8%), строительства (4%), обрабатывающей промышленности (3,5%).

В текущем году по всем основным отраслям обеспечена положительная динамика поступлений. Наибольший рост по сравнению с соответствующим периодом прошлого года — в отраслях транспорта (202,8%), финансовой сфере (203,5%), сфере промышленности (145,4%) и строительства (124,1%).

Финансовые результаты 2023 года уже сейчас создали задел для дальнейшего социально-экономического развития края, и это позволит в будущем году сохранить положительную динамику поступления доходов в бюджет Краснодарского края.

Беседовал Дмитрий Михеенко


Наши оперативные новости и самая важная информация — в Telegram

Вся лента