Бывшему директору добавили срок
Экс-руководитель ТАНТК имени Бериева получил второй приговор
Вынесен приговор бывшему гендиректору Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г. М. Бериева (ТАНТК имени Бериева) Юрию Грудинину. Он был признан виновным в злоупотреблении полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа и получил пять лет колонии. Согласно материалам дела, действия руководителя авиазавода в 2018 году привели к срыву поставки самолетов БЕ-200 для Минобороны и материальному ущербу на 60 млн руб. Юрий Грудинин вину не признал. По версии защиты, поставка была сорвана из-за позиции властей Украины, запретивших передачу россиянам двигателей с завода «Мотор Сич», которыми оснащаются таганрогские самолеты. В прошлом году Юрий Грудинин уже был осужден за хищение у авиазавода 5 млн руб., теперь общий срок наказания составляет шесть лет.
В Таганрогском городском суде завершился второй судебный процесс над Юрием Грудининым, который в 2015–2020 годах был гендиректором ТАНТК имени Бериева. Экс-руководителя авиазавода обвинили в злоупотреблении полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ст. 201.1 УК РФ).
По версии следствия, в декабре 2018 года Юрий Грудинин дал указание финансово-экономическим службам предприятия подготовить для Министерства обороны РФ пакет документов, подтверждающих возможность поставки по заказу военного ведомства авиационных двигателей Д-436 для самолетов-амфибий БЕ-200. При этом, полагает следствие, Юрий Грудинин знал о том, что эти двигатели производит украинское предприятие «Мотор Сич», которое с начала 2018 года отказалось от их экспорта в Россию.
Тем не менее Юрий Грудинин заключил с Минобороны РФ договор на поставку авиамоторов, однако получить их от украинской стороны не смог, что привело к неисполнению гособоронзаказа.
Предприятие вернуло заказчику авансовый платеж, который составлял 2 млрд руб. Вместе с тем, считает следствие, возврат аванса был сделан не в полном объеме. Юрию Грудинину вменили в вину недостачу 60 млн руб., которые якобы были списаны со счета авиазавода в адрес налоговых органов как НДС с платежа по контракту. По версии следствия, после расторжения контракта налоговики вернули эти деньги на завод, но Юрий Грудинин потратил их на нужды предприятия.
Юрий Грудинин вину в совершении преступления не признал. Защищавший его на начальной стадии судебного процесса адвокат Геннадий Антышев ранее пояснял «Ъ-Юг», что Украина запретила своему предприятию «Моторс Сич» поставлять оборудование в Россию в начале 2018 года. В Минобороны РФ знали о сложившейся ситуации, тем не менее в декабре 2018 года ведомство провело закрытый тендер на изготовление нескольких Бе-200, по итогам которого с ТАНТ имени Бериева был заключен соответствующий контракт. У таганрогского предприятия имелась договоренность с «Мотор Сич», и необходимая партия Д-436 ждала отправки в Таганрог. Однако информация об итогах тендера была опубликована в открытых российских источниках, после чего власти Украины пресекли поставку.
По словам адвоката, завод отдал Минобороны все 2 млрд руб. аванса за двигатели, а вменяемые в вину Юрию Грудинину 60 млн руб. не имеют отношения к расторгнутому контракту.
Указанная сумма действительно поступала от налоговиков, но это был возврат НДС по расчетам за предшествующую хозяйственную деятельность.
Судебные разбирательства по обвинению Юрия Грудинина начались в апреле. В итоге Таганрогский горсуд согласился с выводами следствия и определил наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет. С учетом срока за предыдущее преступление (в прошлом году Юрий Грудинин получил два с половиной года за хищение средств авиазавода) суд назначил общий срок отбывания наказания в шесть лет.
Защищавший Юрия Грудинина адвокат Алексей Панин комментировать приговор отказался, сославшись на отсутствие в его распоряжении полного текста судебного решения.
Как ранее писал «Ъ», осенью 2022 года Юрий Грудинин был признан виновным в хищении средств предприятия на сумму около 5 млн руб. По версии обвинения, он незаконно получал выплаты за использование патентованного изобретения для самолета-амфибии для МЧС, к которому не был причастен.