Рыбовладельческий строй
Нижегородская область намерена вывести из тени аквафермы
Минсельхоз Нижегородской области разработал проект закона «Об аквакультуре», призванный вывести из тени рыбоводные хозяйства. Ежегодно в регионе легально выращивают и продают более 600 тонн карповых и осетровых пород, к 2025 году объем производства может вырасти в 1,2 раза. Нормативный акт отрегулирует формирование рыбоводных участков и использование территорий для аквакультуры. Депутаты возразили чиновникам, что для таких проектов нужна федеральная лицензия водопользования, которую получить сложно, импортных кормов сейчас мало, а качество отечественных страдает, в результате бизнесмены, которые занимаются разведением рыбы, стали продавать свои компании.
Замминистра сельского хозяйства Нижегородской области Андрей Хрулев представил профильному комитету заксобрания проект регионального закона «Об аквакультуре». Правовой акт призван урегулировать отношения властей и рыбхозов, которых в Нижегородской области официально насчитывается около 30, пояснил господин Хрулев. В регионе выращивают рыбу в прудах общей площадью 1 тыс. га, еще 380 га занимают рыбоводные пастбища на 15 участках.
В основном в регионе выращивают карповые и осетровые породы, рассказал министр. По данным министерства, в 2022 году объем производства товарной аквакультуры составил 628 тонн и вырос на 18,5% к 2021-му. В текущем году планируется выйти на результат 659 тонн, а к 2025 году — на 727 тонн.
Андрей Хрулев напомнил, что правительство Нижегородской области поддерживает рыбоводов финансовыми и научными инструментами. В 2023 году из бюджета региона выделили 18,6 млн руб. в виде субсидий на возмещение части затрат за каждый килограмм проданной рыбы или рыбопосадочного материала (малька), выращенных в хозяйствах.
В господдержку также входят курсы для работников рыбохозяйств и научно-исследовательские работы в области аквакультуры, которыми вузы делятся с предпринимателями. Однако сотрудничать с властями готовы далеко не все рыбохозяйства, поэтому правительство решило урегулировать отношения с отраслью, отметил чиновник.
Сегодня министерство не может отследить деятельность всех рыбохозяйств, у которых, к тому же, нет никакой ответственности за отказ предоставить властям информацию об объемах производства и продажи продукции. Соответственно, безвозмездно передать им научные работы в рамках нефинансовой поддержки отрасли невозможно: такого порядка на законодательном уровне нет. Поэтому министерство предлагает установить порядки ведения непосредственно товарной аквакультуры, формирования рыбоводных участков, использования водных объектов и земель для рыбоводства. Также будет установлен порядок передачи предпринимателям результатов научных работ. Наконец, планируется определить уполномоченный орган, который будет вести учет рыбохозяйств в специальном реестре и собирать сведения об объемах производства рыб, говорится в проекте закона.
Замминистра добавил, что нормативный акт поможет вывести рыбхозы из тени: ранее власти подсчитали, что субсидиями не пользуются две трети предприятий отрасли, которые либо не хотят контроля над использованием бюджетных средств, либо не соответствуют условиям отбора.
«Выводя из тени рыбоводные хозяйства, мы в большей степени можем им подсказать, по какому пути и в каком направлении им необходимо развиваться. Также проект закона установит меры поддержки отрасли за исключением граждан с личными подсобными хозяйствами. Это позволит начинающим и опытным рыбохозяйствам правильно и рационально выстроить свою деятельность, чтобы увеличить объемы производства и производительность труда», — заверил Андрей Хрулев.
Проект закона при этом показался депутатам сырым и получил замечания государственно-правового департамента заксобрания. Депутат Сергей Борякин считает, что предложенный акт не решит проблем с оформлением озер для разведения рыбы и организации там платной рыбалки. Дело в том, что аренду или продажу участка с водоемом может согласовать муниципалитет, однако правопреемнику необходимо получить федеральную лицензию водопользования, которая выдается по итогам конкурсного отбора, а пройти его могут далеко не все заявители. Действующий порядок не гарантирует окупаемости вложений на ту же расчистку и зарыбление водоема. Кроме того, предприниматели не хотят в обмен на субсидии представлять отчеты и сведения о товарных потоках, а также финансовые планы. Более того, половину рыбохозяйственных водоемов в Нижегородской области выставлены на продажу, добавил Сергей Борякин.
Депутат отметил, что ситуация усугубляется отсутствием импортных кормов, а качество российских аналогов не соответствует требованиям. Пока комитет одобрил лишь концепцию законопроекта, который предстоит доработать.