Гордясь «Россией», гордишься Россией
Выставка на ВДНХ оказывает на посетителей терапевтическое воздействие, считают социологи
Выставка-форум «Россия» на ВДНХ стала значимым событием в жизни страны, а визит туда в подавляющем большинстве случаев приносит всевозможные положительные ощущения. Соответствующие результаты социологических исследований были представлены во вторник на открывшемся в тот же день стенде Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ). Прогулка по полям «России», убедились аналитики, пробуждает в гражданах чувство гордости и формирует устойчивый образ светлого будущего.
Выставка-форум «Россия» открылась на ВДНХ в Москве 4 ноября. В ее рамках субъекты РФ, госкомпании, федеральные структуры и общественные организации презентуют собственные достижения и проекты в формате экспозиций и специальных мероприятий. 4 декабря на выставке побывал президент Владимир Путин. По данным на 12 декабря, число посетителей «России» превысило 2 млн 500 тысяч. Площадка проработает до 12 апреля 2024 года.
Отклики ознакомившихся с выставкой граждан собрали социологи Высшей школы экономики (ВШЭ) и Института социального маркетинга (ИНСОМАР). Эксперты «Вышки» опросили свыше 1,6 тыс. посетителей и убедились, что подавляющее большинство из них пребывают в восторге от экспозиции, сообщил директор Центра социологии высшего образования ВШЭ Иван Груздев: «Было мало отказов, люди были настолько восхищены, что с большим удовольствием делились впечатлениями».
Так, 85% респондентов отметили, что «им очень понравилось содержание выставки», а более чем для половины опрошенных «реальные впечатления превзошли ожидания».
Посещать выставку россияне предпочитают в компании (только 9% пришли в одиночестве) и после этого практически гарантированно рекомендуют ее знакомым и друзьям. «Комплиментарный, конечно, доклад выходит, но по первым наблюдениям — выставка работает чуть больше месяца — все выглядит очень хорошо»,— подкрепил цифры собственными ощущениями господин Груздев.
Детальную расшифровку восторгов представил директор по политическому анализу ИНСОМАР Виктор Потуремский: его коллеги фиксировали ощущения посетителей методом фокус-групп. Эмоциональное восприятие выставки у респондентов характеризовалось «радостью, восторгом и гордостью», попутно пробудив чувство сплоченности и единства. «Наконец-то началась работа с молодежью, поднятие патриотизма. Когда дети говорят, что Россия отсталая, я буду говорить: вы что, офигели? А ну-ка поезжайте на ВДНХ! — цитировал господин Потуремский одного из опрошенных.— Это без купюр, как есть, прямая речь респондентов».
Суммируя итоги исследования, социологи пришли к выводу, что выставка уже поселилась «на уровне обыденного языка и повседневных практик» (то есть стала заметным событием), ее посещение пробуждает патриотические чувства и дарит «ответы по поводу образа будущего» страны.
«Время сложное, неспокойное: санкции, на Олимпиаду не пустили, крылья как будто опускаются. А сюда заходишь и думаешь: за тобой Пушкин стоит, за тобой Гагарин стоит, все хорошо, все наладится»,— привел еще одно высказывание респондента Виктор Потуремский.
Продемонстрированные успехи посетители «связывают с деятельностью и результатами президента», добавила исполнительный директор ЭИСИ Анна Федулкина: «Гордятся, понимают, что есть развитие в экономике и в принципе в нашей стране очень достойно жить, и все планы, учитывая тяжелую ситуацию, так или иначе достигаются».
Важность такой демонстрации и заодно преемственность опробованного в СССР метода подчеркнул политолог Глеб Кузнецов: «Выставка взяла у старого советского образца роль такого "онлайна в режиме реального времени", "подводителя итогов" того, что мы имеем на территории страны». Экспозиция дает «обществу, регионам и отраслям» возможность «остановиться и посмотреть на самих себя» со стороны, в результате они видят, что страна крепко стоит на ногах, рассуждал эксперт: «Оказывается, что, когда мы посмотрим на себя со стороны, нам можно чем-то гордиться».
Такая рефлексия, считает господин Кузнецов, сравнима с той, что возникает при знакомстве с произведениями искусства. Выставка как бы «оказывается гигантской книгой, фильмом, пространством, где разворачиваются предметы искусства», заключил политолог: «Позднее мы поймем по-настоящему, в какой важной истории нам удалось поучаствовать и что именно мы сделали для обретения себя цельным обществом и для будущего, которое на фундаменте этого обретения себя будет выстроено».