«Рост доходов во многом объясняется инфляцией»
Налоговый эксперт, экс-руководитель УФНС по Воронежской области Сергей Дуканов — о динамике бюджетов на 2024 год
Рост доходных и расходных статей бюджетов в пределах 10% не свидетельствует о реальном росте финансовых возможностей регионов. Эта динамика объясняется, в числе прочих причин, инфляцией и отказом части предприятий от инвестиций в развитие бизнеса в пользу увеличения текущей прибыли. Как мы помним, львиную долю собственных доходов региональных бюджетов формируют именно налоги на прибыль организаций и на доходы физических лиц (НДФЛ). Эти категории показывают заметный рост, однако у такой позитивной динамики есть неочевидные минусы.
По налогу на прибыль, с одной стороны, драйверами роста стали увеличение доли госзаказа и ряд конкретных мер по стимулированию экономики. На эти цели тратится значительная часть федеральных средств, и речь не только об оборонной отрасли. Другим важным фактором стало сокращение инвестиций в основной капитал. Поскольку капиталовложения сокращаются, уменьшаются и расходы предприятий. Соответственно, доля выручки, распределяемой на сиюминутную прибыль, становится больше. В результате растут и налогооблагаемая база, и доходы бюджета. Но это очень опасный признак, говорящий о рисках стагнации. Если тенденция сохранится, это не приведет ни к чему хорошему. Традиционно самая высокая доля налога на прибыль фиксируется в депрессивных регионах, от старых предприятий с изношенным оборудованием, работающих в три смены. Эти компании не вкладываются в развитие, а работают на износ — пока в интересах владельца еще можно выжать прибыль.
Рост доходов регионов по налогу на прибыль и НДФЛ объясняется во многом инфляцией, поскольку динамика бюджетов считается без поправки на нее. Показатели инфляции в России оказались значительными даже по отношению к высокой базе 2022 года, который был рекордным по темпам роста цен. Это стало одним из важнейших драйверов роста поступлений по НДФЛ. От продуктов питания до промышленного производства и сферы услуг мы видели в 2023 году значительный рост цен, превышающий официальную инфляцию.
Номинальные зарплаты, с которых платится налог, тоже стремились догнать инфляцию. Одновременно возникли сложности на рынке труда и вырос спрос на рабочую силу. Это вынудило компании привлекать сотрудников не только ростом зарплат, но и выводом их доходов в «белую зону», облагаемую НДФЛ.
Примечательно, что рост цен способствовал росту потребления, которое также сказалось на собираемости налогов. Оно в 2023 году рекордное, как будто никаких сдерживающих факторов нет. В нашей стране так уж завелось, что чем сильнее дешевеют деньги, тем больше люди начинают потреблять.
Еще одной тенденцией, с которой в 2024 году придется столкнуться регионам Черноземья, является сокращение федерального софинансирования бюджетов. Это уже становится устойчивым фактором, поскольку вливания из государственной казны в бюджеты субъектов сокращаются как минимум второй год подряд. Причины понятны. На федерации лежит практически 100% издержек на спецоперацию. Помимо традиционных военных расходов это и зарплаты контрактников, и социальные выплаты. В итоге возможности на поддержку регионов сокращаются.
Бюджеты ростом не вышли
Регионы Черноземья смогут увеличить параметры главных финансовых документов в 2024 году на уровне инфляции