Градус идет на повышение

В Удмуртии потребление алкоголя за год выросло на 19%

Объемы реализованного алкоголя в Удмуртии за год незначительно выросли, сообщает Удмуртстат. Заметнее увеличились продажи более крепких напитков. При этом в предыдущие годы потребление спиртного сокращалось. Эксперты говорят, что на спрос на спиртное влияет мода, маркетинг, социальное положение и достаток. По их мнению, серьезного снижения потребления алкоголя ожидать не стоит.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

За январь—сентябрь 2023 года в Удмуртии было реализовано 1,9 млн дкл алкогольной продукции и 6,8 млн дкл пива и пивных напитков, что на 18,7% и 3,3% соответственно больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом сообщает Удмуртстат. Всего за январь—сентябрь 2023 года жители региона на покупку алкоголя потратили 17,5 млрд руб., что на 2,6% больше, чем годом ранее.

В среднем каждый житель потратил на алкоголь 12,1 тыс. руб., что выше на 1,6%. За год цены на алкоголь в Удмуртии снизились на 0,57% после роста на 14,3% годом ранее.

По данным Росалкогольрегулирования, в Удмуртии в третьем квартале 2023 года было продано 401,8 тыс. дкл крепкого алкоголя, что на 2,6% больше, чем в третьем квартале 2022 года.

Однако в предыдущие годы отмечалось сокращение потребления алкогольной продукции. Так, продажи пива в 2022 году по отношению к 2020-му уменьшились на 74,4%, до 8,6 млн дкл. По остальным видам алкоголя с 2,51 млн дкл до 2,49 млн дкл. В частности, продажи вина, в том числе игристых вин и винной продукции, уменьшились на 20,4%, до 749 тыс. дкл. Коньяк покупали чаще на 10,3% (117 тыс. дкл), а продажи водки практически не изменились — 1,26 млн дкл в 2020 году против 1,25 млн дкл в 2022 году. В целом продажи крепкого алкоголя увеличились на 57%, до 155,1 тыс. дкл.

По мнению председателя постоянной комиссии госсовета Удмуртии по АПК, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды Георгия Крылова, на снижение потребления алкоголя и пива в частности в последние годы могло повлиять ужесточение регулирования работы «наливаек». «Правоохранительные органы уделяют этому большое внимание, мы на аппаратных совещаниях постоянно поднимаем эту тему, проводятся рейды по работе “наливаек”, которые продают алкоголь в ночное время. Думаю, это тоже в какой-то мере повлияло на снижение потребления. В целом я считаю, что лучше бы вообще не пить алкогольные напитки, но, к сожалению, это данность нашего времени. Главное, я бы хотел, чтобы алкоголь не продавали и не было пьяных людей вблизи школ и детских садов, где дети проводят время. На это надо обратить очень большое внимание»,— прокомментировал господин Крылов.

В ижевской винотеке You & Wine рассказали «Ъ-Удмуртия», что в сфере потребления алкоголя тенденции меняются так же, как и в любой другой.

«Тенденция движется в сторону снижения крепости напитков, вин с пониженным содержанием алкоголя, безалкогольного вина. Некоторые предпочитают коктейли, в основном это молодежь. В целом на сокращение может влиять несколько факторов; молодые люди, которым уже можно потреблять алкоголь, склоняются все более к здоровому образу жизни; пиво пьют, но чаще предпочитают коктейли — они красивее и вкуснее, чем пиво»,— рассказал шеф-сомелье и директор винотеки Анвар Шайдуллин.

Очень многие мировые бренды и марки ушли с российского рынка, но они так или иначе ввозятся в Россию «челноками», говорят в You & Wine. «Да, во многом цена будет ниже, чем на те же самые марки алкоголя, которые остались у официальных поставщиков, но их все меньше и меньше, и тем самым они пропорционально растут в цене, так как становятся дефицитным товаром, особенно если мы говорим о суперпремиальных позициях»,— подчеркнул господин Шайдуллин.

На уровень потребления влияет многое — мода, маркетинг, социальное положение, достаток, отмечают в You & Wine. «Ожидать серьезного снижения потребления алкоголя не стоит. Дело в первую очередь в потреблении качества напитков — можно купить одну бутылку коньяка за несколько тысяч рублей, а можно на эту сумму купить пару ящиков водки и напоить весь двор, а в итоге считать все равно будут в количестве проданного на душу населения в литрах»,— сказал Анвар Шайдуллин.

Кандидат экономических наук Сергей Гатауллин отмечает, что снижение тенденции потребления алкоголя начинается от статистики девяностых, «методология сбора которой мало кому известна, а достоверность практически нереально проверить». «Но можно согласится, что некоторые успехи в этом направлении есть. При этом не надо забывать о теневом секторе алкоголя, который может составлять четверть и более рынка. Что касается эластичности спроса по цене, то для людей, употребляющих спиртное, алкоголь является товаром первой необходимости, то есть приобретаемом при любом уровне дохода. Поэтому справедливее говорить о смене ценовой категории алкоголесодержащей продукции в зависимости от реально располагаемых доходов»,— сказал эксперт.

Татьяна Колегова

Вся лента