Плюс цифровизация HR-функции

Как ОАО РЖД переводит взаимодействие с сотрудниками в новый формат

ОАО РЖД — крупнейший игрок транспортно-логистического рынка, активно инвестирующий в цифровизацию HR-процессов. Это комплексная работа, которая проводится в рамках Стратегии цифровой трансформации компании и позволяет РЖД создавать IT -решения на базе отечественных цифровых продуктов. Уже более шести лет в компании работает внутренняя корпоративная IT-платформа — Сервисный портал работника ОАО РЖД, который позволяет всем сотрудникам решать кадровые вопросы, не используя бумажные документы. Также компания одной из первых приняла участие в эксперименте Минтруда по внедрению электронного кадрового документооборота — сейчас им пользуются уже около трети ее сотрудников.

Цифровизация HR-сферы — важнейший тренд развития сферы управления персоналом. По статистике компании CNews, большая часть российских компаний, следуя мировой тенденции, уже начали автоматизировать те или иные HR-процессы. Чаще всего речь идет о расчете зарплат, премий и бонусов (44%), подборе персонала (38%), кадровом планировании и учете (37%). У 26% работодателей автоматизированы обучение и развитие, у 24% — внутренние коммуникации. Тренд на цифровизацию не обошел стороной и крупнейшего работодателя России — компанию ОАО РЖД.

Один из важнейших цифровых проектов ОАО РЖД — корпоративная IT-платформа Сервисный портал — был запущен еще в 2017 году. Сегодня на портале зарегистрировано уже более 600 тыс. пользователей, что делает его крупнейшим среди аналогичных инициатив других компаний. Для компании это ключевой инструмент коммуникации, информирования и обратной связи. В свою очередь, работники видят в этом ресурсе цифрового помощника.

В общей сложности на Сервисном портале сегодня доступно более 60 функций. Портал позволяет дистанционно подавать заявку на корпоративные льготы и компенсации, запрашивать справки, оформлять кадровые документы, планировать карьеру и проходить обучение, общаться с коллегами, а также получать справочную информацию о заработной плате: ежемесячный заработок и премиальные выплаты можно посмотреть в динамике в виде графиков и таблиц. Новые сервисы портала поддерживают в компании культуру признания заслуг (цифровая Доска почета) и благодарности (сервис «Спасибо»), продвигают в компании корпоративное и профессиональное наставничество, помогают заботиться о здоровье (работник может самостоятельно записаться к врачу).

Сервисы доступны и на компьютере, и в мобильном приложении, ими можно пользоваться и через интранет, и в интернете. О востребованности платформы у работников компании свидетельствует рост посещаемости: за последний год пиковое значение в сутки достигло 258 тыс. уникальных пользователей. Все решения были реализованы с учетом всех требований по информационной безопасности.

Не менее востребованным у сотрудников ОАО РЖД оказался и другой проект компании — внедрение электронного кадрового документооборота. Изначально компания присоединилась к профильному эксперименту Минтруда, который стартовал в 2020 году и предполагал оцифровку отдельных кадровых документов: трудовых договоров, распоряжений, локальных нормативных актов (подробнее см. “Ъ” от 5 мая 2020 года). Электронный кадровый документооборот тестировали в 128 подразделениях компании. Признав результаты проекта успешными, компания инициировала поправки в Трудовой кодекс РФ, которые расширили полномочия работодателей в этой сфере, и с 2022 года ОАО РЖД начало активно внедрять электронный кадровый документооборот уже повсеместно.

Платформой для этого стал Сервисный портал. В марте 2023 года в ОАО РЖД состоялся заключительный, четвертый этап перехода на электронный документооборот в сфере трудовых отношений (ЭКДО). Теперь использовать ЭКДО могут все работники компании. На начало декабря по всей компании на ЭКДО перешли более 220 тыс. работников, что составляет около 30% от общей численности персонала. Его главное преимущество — это повышение операционной эффективности HR-функции и снижение трудозатрат. Стандартизированы и автоматизированы десятки рутинных операций в кадровом делопроизводстве.

Но, помимо цифровых проектов, которые ставят своей целью повысить удобство работника при взаимодействии с компанией, ОАО РЖД также инвестирует и в цифровые сервисы, цель которых повысить качество управления в HR-сфере. Такой инструмент очень важен для компании, так как позволяет упростить процесс принятия решений и способствует повышению эффективности управления персоналом в целом. Для этого, например, в компании запустили цифровую платформу «Рабочее место руководителя по вопросам управления персоналом» (РМР), она доступна как для всех руководителей предприятий, так и HR-специалистов.

РМР — это «единое окно» для работы с кадровыми данными. Платформа объединила шесть функциональных модулей с сервисами и инструментами, которые необходимы руководителю в ежедневной работе. Например, модуль «HR-Аналитика» позволяет буквально за пару кликов вывести кадровый потрет любого предприятия с динамикой показателей. Персональные данные по каждому работнику отражены в модуле «Мой персонал». Кроме того, РМР дает возможность отвечать на обращения работников и работать с различными документами. Например, подать заявку на подбор можно в модуле «Подбор персонала». Приказы и дополнительные соглашения в рамках электронного кадрового документооборота подписываются через модуль ЭКДО. А для работы с обращениями работников есть модуль «Приемная руководителя».

Сейчас сервисом РМР пользуются более 10 тыс. руководителей компании. У каждого из них есть возможность адаптировать сервис для решения своих задач.

Елена Петрова

Вся лента