Клиники отговаривают от абортов

Нижегородская инициатива о запрете абортов внесена в Госдуму

Нижегородская область выступила с законодательной инициативой запретить проводить аборты в частных клиниках по всей России. Проект закона внесло на рассмотрение Госдумы законодательное собрание Нижегородской области. Инициативу разработали губернатор Глеб Никитин и нижегородский минздрав. разрешение проводить аборты только в государственных больницах позволит улучшить демографическую ситуацию в стране, считают авторы законодательной инициативы. Однако жители области выступают против поправок. Представители медицинского сообщества уверены: меры, предложенные региональными властями, будут иметь обратный эффект.

Нижегородские врачи считают, что запрет на аборты в частных клиниках в перспективе ухудшит демографическую ситуацию

Фото: Сергей Михеев, Коммерсантъ

Поправки к федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан», предложенные губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным и региональным министерством здравоохранения, рассмотрит Госдума. Законодательная инициатива поступила в нижнюю палату парламента от законодательного собрания Нижегородской области. Изменения предлагается внести в ст. 56 закона «Искусственное прерывание беременности», первый пункт которой гласит, что каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве: «Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия».

Нижегородские чиновники от здравоохранения считают, что необходимо оставить право проводить аборты только государственным и муниципальным больницам, а частные клиники необходимо отстранить от этой деятельности. Как ранее писал «Ъ-Приволжье», Глеб Никитин и министерство здравоохранения уверены, что запрет на проведение абортов частными клиниками улучшит демографическую ситуацию в стране и снизит количество случаев осложнений, которые возникают в процессе и после аборта.

По мнению чиновников, в частных клиниках нет строгого контроля за тем, как оказывается медицинская помощь в сфере акушерства и гинекологии, там не соблюдают «неделю тишины» (время, которое выделяется женщине на принятие решения об аборте), не проводят консультации с психологом и юристом и не могут в случае необходимости провести операцию или реанимировать.

Депутаты законодательного собрания Нижегородской области большинством голосов поддержали инициативу губернатора и минздрава.

Жители Нижегородской области восприняли инициативу в штыки. Они собрали более 6 тыс. подписей против правок федерального закона и направили их губернатору Глебу Никитину. В петиции говорится, что предложения минздрава и губернатора «нарушают неоспоримые права человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, на пользование результатами научного прогресса», а также «право свободно и ответственно принимать решение относительно числа детей, времени их рождения и интервалов между рождениями».

Нижегородцы напомнили, что Всемирная организация здравоохранения неоднократно говорила, что ограничение абортов не приводит к улучшению демографической ситуации, но ухудшает физическое и психологическое состояние женщины.

Жители региона опасаются, что подобные поправки приведут к росту подпольных абортов.

Заведующая кафедрой акушерства и гинекологии факультета дополнительного профессионального образования ПИМУ, доктор медицинских наук, профессор Надежда Каткова считает, что менять федеральный закон нет необходимости.

Она напомнила, что в 2016 году правительство РФ приняло постановление №1327, которое обязало медицинские учреждения получать дополнительную лицензию на прерывание беременности: «В результате клиники стали получать две лицензии: одну — на акушерскую и гинекологическую деятельность, вторую — на аборты. Это привело к тому, что большое количество частных клиник отказались от услуги аборта. Кроме того, им экономически выгоднее вести беременность, чем ее прерывать».

Надежда Каткова полагает, что запрет на проведение абортов в частных клиниках может привести к росту хирургических абортов, которые негативно влияют на здоровье женщины, что в перспективе плохо отразится на демографической ситуации.

«Препараты для медикаментозного аборта стоят дороже. Кроме того, сначала беременная принимает первую таблетку, через 48 часов — вторую, еще через 48 часов необходимо сделать УЗИ и убедиться, что плодного яйца нет. Таким образом, пациентка находится в стационаре шесть суток. Хирургический аборт выполняется за сутки, и пациентка отправляется домой. Как думаете, каких абортов будет больше? Просто экономика — ничего личного», — пояснила профессор.

Председатель Ассоциации нижегородских частных медицинских центров Алексей Душкин считает, что подход к медицинским учреждениям должен быть абсолютно одинаковым независимо от формы собственности как в разрешительной, так и в запретительной практике: «Запретительные меры в любом виде деятельности всегда приводят к негативным последствиям».

Добавим, что проводить аборты в частных клиниках запретили в Курской, Липецкой областях и в Крыму. В Мордовии и Тверской области ввели административную ответственность за «склонение» к абортам. Аналогичный проект закона разработали и в Нижегородской области. Однако на ноябрьской сессии законодательное собрание приняло его только в первом чтении и отправило на доработку.

Ранее спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заверила, что государство не намерено запрещать женщинам делать аборты, поскольку подобные ограничения приводят к росту женской смертности и развитию рынка нелегальных услуг.

Александра Викулова

Вся лента