Вовлечение трудом
Какие кадры нужны бизнесу и как их получить
На российском рынке труда нетривиальный расклад: впервые за много лет здесь на коне скорее соискатели, чем работодатели. Как в условиях дефицита кадров получить тот самый персонал, который нужен именно вашей компании, рассказывает Тихон Косых, создатель российской сети фитнес-центров «Комета.Блэк» и международного финансового стартапа Karta.io.
В этом году российский бизнес столкнулся с проблемой, которой никак не ожидал,— это дефицит кадров. Аналитики HH отмечают, что уровень дефицита кадров находится на максимуме за всю историю наблюдений — так, индекс соотношения между числом активных резюме и открытых вакансий в июне 2021 года находился на уровне 3,7 пункта, а в июне 2023 года составил уже 3,1 пункта.
Я работаю в фитнес-индустрии с 2011 года и открыл более десяти фитнес-клубов под разными брендами. В том числе и «Комета.Блэк», самый престижный из российских клубов, доступных по месячной подписке. Скажу так, если для локаций — фитнес-залов — в центре Москвы найти персонал несложно, то уже в спальных районах столицы возникают затруднения. Меняется и модель отношений «работодатель—сотрудник». Ожидания соискателей стали выше. Они отстаивают свои позиции и не склонны к компромиссам. Менее охотно берут на себя даже временные обязанности, не связанные с областью их непосредственной ответственности. А это означает, что под угрозой оказывается очень важная для индустрии фитнеса способность сотрудников к многозадачности.
Совместное исследование HeadHunter и Robovoice показало, что в этом году в три раза (по сравнению с 2021-м) выросло число вакансий с упоминанием многозадачности. Для фитнес-индустрии многозадачность сотрудников — залог успеха. К примеру, ситуации, когда тренер должен подменить сотрудника ресепшена, не редкость. Но если сотрудник пришел работать в клуб на аутсорсинге или по аутстаффингу, он просто не считает себя членом единой команды.
Эта модель построения отношений работодателя и сотрудника, на мой взгляд, изменится. Работодатели будут предъявлять к аутстаффинговым компаниям другие требования, и те должны будут подумать, как организовать процесс найма, обеспечив большую вовлеченность персонала. Вовлеченности персонала способствует автоматизация работы, когда сотрудники не должны выполнять рутинные функции и могут сосредоточиться на творческой части. Я заметил это, когда в 2013 году открыл первый в России фитнес-клуб, в котором данные со всех тренажеров поступали в облако, что помогало тренеру в работе с клиентом.
Высокий уровень энтузиазма нельзя обеспечить только денежной мотивацией, тем более в условиях современного рынка труда с растущими зарплатами и дефицитом кадров. Это путь к выгоранию персонала и повышению текучести кадров. Платить выше рынка нужно в том случае, если вы уверены, что сумеете подобрать тех людей, которые мотивированы работать в вашей компании и точно смогут в ней развиваться. Поэтому на первый план сегодня выходит работа с командой и формирование дружественной к сотрудникам корпоративной культуры. Такую мы всегда стремились формировать в своих клубах, в итоге текучка персонала у нас в три-четыре раза меньше, чем в целом по рынку.
На мой взгляд, только это позволит снизить текучесть кадров на нашем непростом рынке труда и создаст компании хорошую репутацию, которая облегчит поиск новых сотрудников даже в условиях дефицита кадров.