Ходят песенки по кругу
Российская поп-музыка не сдает мировых позиций
Песня российской группы «Аигел» «Пыяла», получившая признание благодаря сериалу «Слово пацана», остается на верхних строчках в мировых чартах. А рядом — еще целый ряд песен, сделанных в России. О росте популярности отечественной поп-музыки в мире — Игорь Гаврилов.
10 декабря «Пыяла» группы «Аигел» находилась на первом месте в списках популярности Apple Music в десяти странах: в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Эстонии, Казахстане, Киргизии, Латвии, Молдавии, Таджикистане, Узбекистане. Песня находилась на втором месте на Украине, на третьем месте — в Литве и Туркменистане, на пятом месте — на Кипре, а также обнаруживалась в лучшей сотне хитов в Польше и ОАЭ.
Нетрудно заметить, что все это страны с традиционно сильным, а в последнее время еще больше усилившимся присутствием носителей русского языка. Сериал, в титрах которого, как рассказывал “Ъ” 4 декабря, песня «Пыяла» даже не указана, буквально объединяет вкусы слушателей в России и за рубежом.
В этих же списках присутствуют Баста, чья версия песни «Альянса» «На заре» органично вписалась в первую серию «Слова пацана», а также «Моя Мишель», Анна Асти и другие музыканты, продолжающие работу на территории России. И это при том, что западные музыкальные платформы ушли из России, а в ряде стран бывшего СССР закрыт доступ к «Яндекс. Музыке» и ВК. Впрочем, сервис Apple Music в России все еще доступен и поддержка фанатов на родине по-прежнему остается сильным фактором популярности россиян на американской площадке.
В балтийских странах, где и в помине не было уличных группировок, сейчас живет достаточно выходцев из российских городов, которым эта проблема была когда-то знакома.
При этом в регионе продолжают работать радиостанции с русскоязычным репертуаром, то есть ностальгический фон саундтрека с «Ласковым маем» и «Миражом» сосуществует с привычным радиоэфиром.
Вильнюсское Radio-R, до 2022 года — «Русрадио», активно информирует украинцев о предоставляемой в стране помощи и при этом ротирует в эфире весь топовый русскоязычный поп — Dabro, Анну Асти, Niletto, Клаву Коку, Zivert, Bahh Tee, GAYAZOV$ BROTHER$. В Латвии в FM-диапазоне сразу несколько станций крутят отечественную музыку. Например, на популярной волне SWH+ играют Светлана Лобода, Варвара Визбор, Эмин Агаларов, Миа Бойка, «Браво», Земфира (признана иноагентом в РФ), а также дуэт Filatov & Karas. 1 мая 25-летие вещания отметило эстонское «Русское радио», которое не имеет отношения к российскому тезке. В его эфире соседствуют Jony, Светлана Лобода, «Би-2», Звонкий, Люся Чеботина и Вера Брежнева. Фактически русскоязычные поп-станции убрали из эфира только артистов, которых они считают лицами российской пропаганды, а качественные шлягеры тех, кто сохраняет нейтралитет или «отменен» в России, играют на всю катушку.
На Кипре и в ОАЭ растет активность предпринимателей российского происхождения. Это люди с разными политическими пристрастиями. В Дубае, например, рекламируют фестиваль Dubai Rock Wave, который пройдет 4 января с участием групп «Рондо», «Серьга» и «Смысловые галлюцинации». Это музыканты не то что не эмигрировавшие, как Земфира и Оксимирон (оба признаны иноагентами в РФ), которых здесь тоже ждут в праздничные недели, но деятельно поддерживающие политику России на Украине.
В деловом мегаполисе у них есть аудитория, так почему бы не порадовать ее песнями про бледного бармена, свет в оконце и вечно молодого, вечно пьяного.
«В прошлом году по известным причинам сдвиги в настроениях европейских и постсоветских социумов были просто тектоническими, однако сейчас население успокоилось и вернулось к традиционным трендам» — так в интервью РБК комментирует возвращение российских артистов в чарты Apple Music глава агентства InterMedia Евгений Сафронов. В его представлении рейтинги в популярной музыке изменяются крайне быстро «вслед за настроениями населения под влиянием элит». «Спад политизации культуры вернул российские песни в чарты постсоветских стран» — основной вывод недавней публикации РБК, посвященной отечественной музыке в чартах.
Такая риторика предполагает наличие прямой связи между политической повесткой и настроением потребителей музыкального продукта. Однако важнее качество самого продукта и удобство его доставки.
Любителей музыки, конечно, можно вслед за собеседником РБК именовать «населением, подверженным влиянию элит», но если материал, доставленный им в качественной упаковке вроде рейтингового сериала, находит у них отклик, то они отдадут ему свои голоса, если не находит — элиты не помогут.
Кроме того, популярность в сегодняшнем медиапространстве — вещь, которую трудно прогнозировать. К взлету в TikTok «Моего мармеладного», о котором мы также писали 4 декабря, никакие элиты не имеют отношения, это чистое чудо современной информационной среды. И таких чудес много, нужно только присмотреться. Полуанонимные русскоязычные треки или почти не замеченные после выпуска песни вроде «Виртуальной любви» группы Tanin Jazz становятся мировыми хитами в TikTok, а это на сегодняшний день самая влиятельная площадка продвижения музыки. И максимально далекая от политических трендов.