Человечность не перевесила тяжесть
Обвиняемый в хищении 18,3 млн рублей Руслан Казыханов останется под арестом
Верховный суд Башкирии оставил в силе постановление Советского районного суда Уфы, избравшего меру пресечения в виде ареста экс-советнику главы республики Руслану Казыханову, обвиняемому в хищении 18,3 млн руб. Адвокат господина Казыханова заявил, что его доверитель не сможет повлиять на результаты расследования и не скроется от следствия. Обвиняемый должен находиться дома, поскольку двое детей и престарелая мать нуждаются в его заботе, кроме того, он сам нуждается в медицинском обследовании в связи с подозрением на онкологическое заболевание. Следователь и гособвинитель просили суд отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, отмечая тяжесть предъявленного обвинения.
Гендиректор АНО «Центр стратегического развития науки, высшего образования и инноваций Республики Башкортостан» Руслан Казыханов, обвиняемый в мошенничестве в особо крупном размере при заключении контрактов на 18,3 млн руб. с АНО «Управляющая компания научно-образовательного центра Республики Башкортостан» (УК НОЦ), останется под арестом до 6 февраля. Такое решение вчера принял Верховный суд Башкирии, рассмотрев апелляционную жалобу адвоката Вадима Хабибуллина, представлявшего интересы господина Казыханова.
Господин Казыханов был задержан 8 декабря, на следующий день ему было предъявлено обвинение, а 13 декабря Советский райсуд Уфы его арестовал.
Вчера на заседании суда были оглашены материалы дела, из которых следует, что «Центр стратегического развития науки, высшего образования и инноваций РБ» оказывал УК НОЦ консалтинговые и аналитические услуги. По условиям двух контрактов некоммерческая организация должна была предоставить заказчику отчеты в декабре 2022 года. По версии следствия, работа не была сделана. При этом господин Казыханов составил акты, которые были подписаны образовательным учреждением. После этого центру была полностью перечислена оплата по договорам.
Вину фигурант уголовного дела не признал.
Директор УК НОЦ Ирина Буренина пояснила следствию, что обвиняемый неоднократно обещал, что предоставит отчеты позднее, но не выполнил обязательств. Из зачитанных на заседании свидетельских показаний следовало, что господин Казыханов убедил представителей заказчика в необходимости подписать акты сдачи-приемки оказанных услуг, заявив, что в противном случае организации придется возвращать средства в бюджет как неосвоенные.
В СКР по Башкирии полагают, что обвиняемый, осознавая тяжесть инкриминируемого ему деяния, может скрыться от правоохранительных органов. В подтверждение этой позиции следствие предъявило справку УФСБ по региону, из которой следует, что господин Казыханов планировал выехать в Москву, Санкт-Петербург и Сочи, а затем пересечь границу России. В документе также было указано, что ранее он неоднократно выезжал в Италию, где заключил брак, кроме того, в этой стране у обвиняемого есть знакомые, которые могут помочь ему скрываться.
Господин Казыханов, участвовавший в заседании по видеоконференцсвязи, подтвердил, что действительно планировал перелеты внутри страны, однако они были исключительно семейной поездкой. Суду он сообщил, что учился на отлично, был связан с наукой и многое сделал для ее развития в Башкирии. Кроме того, Руслан Казыханов заявил, что ему морально тяжело находиться под стражей, и попросил разрешить ему вернуться к семье.
«Я прошу снисхождения, милосердия и гуманности не к себе. Не наказывайте детей, уважаемый суд»,— обратился он.
Адвокат Вадим Хабибуллин на суде заявил, что следствие не представило неоспоримых доказательств виновности его подзащитного. В апелляционной жалобе он назвал постановление об аресте «незаконным, необоснованным и немотивированным». Справка о намерениях уехать в Москву и покинуть страну стала, по мнению защитника, лишь «формальным основанием для избрания меры пресечения», поскольку с момента начала оперативных действий до даты возбуждения уголовного дела прошел почти месяц.
«Посмотрите на него: он такой же, как я, очкастый, худой — как он может оказать давление»,— обратился он к суду. Кроме того, Руслан Казыханов нуждается в медицинском обследовании в связи с подозрением на онкологическое заболевание.
Адвокат также отметил, что суд первой инстанции не рассматривал вопрос об альтернативных мерах пресечения в виде домашнего ареста или залога. Господин Хабибуллин просил учесть состояние здоровья обвиняемого и его престарелой матери, крепкие семейные связи, и учесть, что он не привлекался не только к уголовной, но и к административной ответственности.
По его мнению, любая из мер пресечения в данном случае была бы излишней, поскольку его доверитель невиновен. На момент обысков в офисе центра находились не все отчеты о выполненной работе (всего это семь объемных томов), сообщил адвокат. Спустя шесть дней эти материалы были предоставлены следствию в полном объеме и приобщены к уголовному делу. Однако, по данным адвоката, в СКР их считают сфальсифицированными.
«Сфальсифицировать семь томов за шесть дней невозможно. Кроме того, отчет — это внешнее проявление работы, которую он выполнял в течение полутора лет. Сам результат этой работы — выделенные субсидии, объединение университетов, строительство кампуса, ремонт общежитий, которые находились в страшнейшем состоянии, Академии наук, куда зайти невозможно было, ремонт всех школ»,— заявил господин Хабибуллин на заседании.
Господин Хабибуллин сообщил «Ъ-Уфа», что намерен подать кассационную жалобу.