США прикрылись Польшей
Американская противоракетная база в Редзиково приступает к боевому дежурству
В пятницу, 15 декабря, база противоракетной обороны (ПРО) США в польском Редзиково официально вступит в строй. Это второй подобный объект в Европе, возведенный в рамках создания системы глобальной ПРО США. Американские официальные лица настаивают на том, что он направлен на защиту от угроз из-за пределов Евро-Атлантического региона. То есть прежде всего на отражение возможных атак со стороны Ирана и Северной Кореи. Опрошенные “Ъ” эксперты полагают, что на безопасность России этот объект не повлияет, если только там не появятся ранее запрещенные по договору с США ракеты средней и меньшей дальности.
О том, что 15 декабря военно-морские силы (ВМС) США официально примут в свой состав базу ПРО на польском аэродроме Редзиково, сообщил контр-адмирал Дуглас Уильямс, исполняющий обязанности директора Агентства по противоракетной обороне. «До мая 2024 года ВМС проведут дополнительные работы на базе Aegis Ashore в Польше, после чего в июле 2024 года они передадут ее под управление НАТО для защиты европейских государств от угроз баллистических ракет, источники которых находятся вне Евро-Атлантического региона»,— уточнил он в письменных показаниях Конгрессу США. Под последней формулировкой власти США обычно подразумевают прежде всего Иран и КНДР.
Власти Польши подтвердили, что 15 декабря «противоракетный щит в Редзиково достигнет оперативных возможностей».
На базе в Польше размещен комплекс Aegis Ashore (наземный вариант корабельной противоракетной системы Aegis) с радиолокационной станцией и тремя пусковыми установками Mk 41, каждая из которых оснащена восемью контейнерами для ракет-перехватчиков семейства Standard Missile 3 (SM-3).
Решение о строительстве базы в Редзиково, расположенном в 200 км от Калининградской области, было принято в 2009 году при президенте США Бараке Обаме. Размещение на территории Европы — в Польше и Румынии — элементов американской ПРО Вашингтон тогда объяснял необходимостью купирования ракетных угроз со стороны Ирана и Северной Кореи. Базу в Редзиково предполагалось поставить на боевое дежурство в 2018 году, однако в итоге сроки сдвинулись на пять лет. По данным СМИ, на строительство комплекса было потрачено около $850 млн. Аналогичный объект в румынском Девеселу был готов к эксплуатации еще в 2016 году.
С учетом постановки на оперативное дежурство базы в Польше можно сказать, что США полностью реализовали планы по размещению в Восточной Европе элементов своей системы ПРО.
Власти РФ негативно отнеслись к появлению близ своих границ объектов глобальной ПРО США, хоть американские официальные лица и заверяли, что эти базы не направлены против России. Предложения Москвы о совмещении противоракетных потенциалов России и США, однако, не вызвали интереса в Вашингтоне. Впоследствии по мере ухудшения отношений между двумя странами российские официальные лица стали все чаще говорить об «опасности неограниченного развертывания системы ПРО США для стратегического баланса сил в мире». При этом, касаясь ее европейского сегмента, власти РФ высказывали озабоченности не только в связи с базами в Румынии и Польше, но и в связи с морскими средствами перехвата баллистических ракет, которые могут быть развернуты вблизи побережья России — в акватории Балтийского и Норвежского морей. Власти США же настаивали, что российские специалисты переоценивают возможности элементов американской системы ПРО. Российские военные и дипломаты, в свою очередь, говорили, что США намеренно вводят в заблуждение международное общественное мнение относительно реальных возможностей своих средств ПРО.
По словам директора проекта «Стратегическое ядерное вооружение России», старшего научного сотрудника Института ООН по исследованию проблем разоружения Павла Подвига, развертывание комплексов ПРО Aegis Ashore в Европе «с самого начала было политическим проектом, который должен был вовлечь европейских союзников США в создание системы противоракетной обороны». «Поскольку усилия США в этой области традиционно были сконцентрированы на обороне собственной территории, американская программа не пользовалась особой поддержкой в Европе, особенно с учетом оппозиции со стороны России. Замысел европейской системы заключался в том, что она должна защищать Европу от угрозы со стороны ракет с дальностью около 2,5 тыс. км, которые могут появиться на вооружении, например, Ирана»,— пояснил эксперт “Ъ”.
По словам Павла Подвига, теоретически комплексы в Румынии и вот теперь в Польше могут справиться с этой задачей, но только если речь идет об одиночных ракетах без сложных средств преодоления ПРО. «Российские стратегические ракеты эти комплексы перехватить никак не смогут во многом потому, что они расположены в стороне от всех возможных траекторий. А баллистических ракет средней дальности, на перехват которых эти системы рассчитаны, у России в настоящее время нет. Но даже если они появятся, эффективность обороны будет невысока из-за отсутствия возможности развернуть средства обнаружения ракет в достаточной близости к районам пуска»,— подчеркнул Павел Подвиг. С учетом этого, по его оценке, «никаких существенных практических последствий ни для Европы, ни для России введение в строй комплекса ПРО в Польше иметь не будет».
Научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович в беседе с “Ъ” также отметил, что передача объекта в Редзиково ВМС США «сама по себе мало что меняет, разве что напоминает про очень значительные сроки, затраченные на его возведение».
«Противоракетный потенциал даже после передачи новой базы под управление НАТО и включение в составе интегрированной системы ПВО/ПРО вряд ли кардинальным образом отразится на ударном потенциале российских сил сдерживания»,— сказал собеседник “Ъ”.
Вместе с тем эксперт не исключил, что на фоне увлечения ВМС США «экспедиционными» универсальными контейнеризованными пусковыми установками типа Mk 70 Aegis Ashore «под шумок» также попробуют адаптировать под ракеты, отличные от семейства противоракет SM-3. То есть поставить туда SM-6 (которые могут использоваться не только для перехвата ракет, но и для нанесения ударов по морским и наземным целям) или крылатые ракеты Tomahawk.
Ранее власти РФ неоднократно предупреждали: если США разместят за пределами своей национальной территории наземные комплексы для запуска ракет среднего и меньшего радиуса действия (таких как Tomahawk и перспективные варианты SM-6), Россия ответит зеркально. До 2019 года обеим странам в рамках заключенного в 1987 году двустороннего Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) было запрещено иметь такие системы. После развала этого соглашения США начали создавать для разных видов своих вооруженных сил наземные пусковые установки, способные запускать ракеты, чья дальность подпадала бы под ДРСМД. При этом власти РФ выражали обеспокоенность, что и Aegis Ashore может быть использована для этих целей.