Репрессированные три года ждут
Краснодарские чиновники не спешат выплачивать компенсацию за советскую депортацию
Власти Краснодарского края затягивают исполнение судебного решения о выплате компенсации за жилье, утраченное в период советских репрессий. Об этом “Ъ” рассказал юрист Иван Калгин, представляющий интересы семьи Панаетиди, депортированной в 1942 году. Ранее суды вынесли решение о постановке семьи на льготную очередь, а затем — о замене жилья денежной компенсацией. Однако краевое минсоцразвития так и не выплатило деньги; чиновники ситуацию не комментируют.
“Ъ” ранее рассказывал о борьбе семьи Панаетиди за компенсацию, предусмотренную законом «О реабилитации жертв политических репрессий». В 1942 году в ходе массовой депортации греков 15-летний Иван Панаетиди был выслан из Северского района Краснодарского края в Павлодарскую область Казахстана. В ссылке Иван Панаетиди женился на своей землячке Софье Тилькериди; на спецпоселении у них родилось четверо детей. Спустя несколько десятилетий Анна, Ольга, Надежда и Василий Панаетиди переехали из Казахстана в Россию. Члены семьи были признаны жертвами политических репрессий, имеющими право на реабилитацию, в том числе на получение жилья в Краснодарском крае.
В 2020 году семья Панаетиди обратилась в администрацию Северского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилплощади. После этого «детям ГУЛАГа» пришлось оспорить многочисленные отказы государственных и муниципальных органов власти; наконец, в июле 2022 года районная администрация внесла членов семьи Панаетиди в льготную очередь на жилье. Но муниципалитет не имел возможности приобрести квартиры, поэтому очередь не двигалась. Тогда Панаетиди решили воспользоваться правом на замену жилья денежной компенсацией — такая норма была закреплена постановлением губернатора Кубани от 16 ноября 2015 года.
В феврале 2023 года Приморский суд Новороссийска обязал краевое министерство труда и социального развития включить семью Панаетиди в список граждан, имеющих право на выплату. Министерство оспаривало это решение, но в июне судебный акт вступил в силу.
Однако репрессированные до сих пор не получили денег, заявил “Ъ” представитель семьи юрист Иван Калгин: «Сначала минсоцразвития попросило суд разъяснить порядок исполнения судебного акта о внесении реабилитированных в список на выплаты. Но получило отказ — решение не допускает каких-либо спорных толкований. Затем на личном приеме заместитель министра Анна Леонова пояснила мне, что решение суда уже исполнено — семья Панаетиди внесена в список, и на этом все. О порядке и сроках выплаты в решении суда якобы не говорится, поэтому ждите — до бесконечности. На самом деле после включения в список минсоцразвития должно в десятидневный срок вынести приказ на каждого реабилитированного и предоставить выплату».
Семье пришлось повторно обратиться в суд — с требованием обязать министерство перечислить компенсацию. Приморский районный суд Новороссийска 23 октября вынес решение в пользу «детям ГУЛАГа», причем судебный акт предписывал немедленное исполнение.
Поначалу чиновники не стали спорить с этим решением, но на прошлой неделе министерство обратилось в суд с заявлением о восстановлении пропущенных сроков обжалования. Ведомство пояснило, что не было извещено о заседании, ответа суд пока не дал.
«Последний полученный нами ответ министерства гласит, что решение о выплате на текущий момент не подлежит исполнению, так как на нем не стоит отметка о вступлении судебного акта в силу. На мой взгляд, это очередной пример необоснованного затягивания процесса восстановления прав реабилитированных,— говорит Иван Калгин.— Министерство труда и социального развития Краснодарского края идет на всевозможные ухищрения, чтобы уклониться от выплаты реабилитированным или существенно затянуть процесс. При этом в бюджете Краснодарского края ежегодно резервируются суммы для социальной поддержки жертв репрессий». По данным краевого минсоцразвития, с 2011 по 2023 год региональный бюджет выделил на обеспечение жильем реабилитированных 35 млн руб. Из этой суммы было освоено всего 17,7 млн руб., деньги получили 15 человек, причем последние выплаты были произведены еще в 2019 году. С того времени в списке нет ни одного претендента, кроме семьи Панаетиди. Министерство труда и социального развития Краснодарского края не стало комментировать ситуацию, ссылаясь на запрет разглашения персональных данных граждан.