«В Дубае сильная бюрократическая система, через которую даже мышь не прошмыгнет»

Вице-президент холдинга «Адамант» Аркадий Теплицкий об особенностях ведения бизнеса в ОАЭ

После начала боевых действий на Украине Дубай стал одним из наиболее популярных направлений для экспансии среди российских предпринимателей. По данным Nikoliers, в эмирате уже работает 31 бренд из России, а в течение двух лет их количество может достичь 55. Совладелец холдинга «Адамант» Аркадий Теплицкий, который решил открыть в ОАЭ сеть кондитерских Arte, рассказал «Ъ-СПб» о планах по развитию проекта и сложностях при регистрации бизнеса в стране.

Совладелец холдинга «Адамант» Аркадий Теплицкий

Фото: Архив Аркадия Теплицкого

— Почему вы решили запустить бизнес в Дубае? Какие критерии для вас были решающими?

— Сегодня это лучший рынок для таких проектов. В Дубае живет большое количество состоятельных людей, в том числе россиян, а налоговая система — одна из лучших в мире. Кроме того, ОАЭ, наверное, единственная страна, где нет предубеждений, связанных с большой политикой. Если у тебя есть деньги для инвестиций в нормальный проект и сносный английский, то через две недели ты перестаешь чувствовать себя экспатом.

Отдельного уважения заслуживает их закон о толерантности, который делает невозможным негативное отношение к другой ментальности, традиции, вероисповеданию и цвету кожи. С этой точки зрения Дубай — один из самых безопасных городов, где вы никогда не услышите неаккуратных высказываний по поводу национальности или гражданства.

— Дубай — высококонкурентный рынок, где представлены самые разные концепции. За счет чего вы планируете конкурировать с другими сетями?

— Во время посещения Дубая меня всегда поражало низкое качество кондитерской продукции. Все десерты очень красиво выглядят, но имеют странный вкус из-за переизбытка сахара. Знакомство с Кузьмой Ложниковым (бывший шеф-кондитер ресторанного холдинга White Group) натолкнуло меня на мысль, что в этой нише есть возможности для развития. Это очень талантливый человек, который стал моим партнером и специально переехал в Дубай. Мы позиционируем его как скульптора тортов, который может приготовить десерт с любым вкусом и внешним видом. В каждой из кондитерских предусмотрена специальная комната, где посетители смогут обсудить с нашими менеджерами характеристики будущего торта для свадьбы, дня рождения или другого праздника. Это наше конкурентное преимущество.

— Насколько затраты на открытие кондитерской в Дубае выше, чем в России?

— Инвестиции в открытие в Дубае кондитерской площадью 100–130 кв. м составят 10–25 млн рублей, что дороже, чем в России. Конкретная сумма будет зависеть от локации. На открытом пространстве, в отличие от торгового центра, потребуется возведение стен, что создает дополнительные расходы. Но, несмотря на это, ОАЭ является более доходным рынком. Более высокая наценка позволяет выдерживать дорогую аренду и быстрее окупить инвестиции. Если в Петербурге пирожное в среднем стоит 200–250 рублей, то в Дубае — 1 тыс. рублей.

— На какой ценовой сегмент вы ориентируетесь?

— Дубай — кастовый город, который разбит по районам. Весь центр города и крупнейшие торговые комплексы представляют собой премиальные локации с одинаковым уровнем цен. И стоимость нашей продукции сопоставима с окружающими конкурентами. Мы не ставим перед собой задачу держать более низкие цены и намерены конкурировать за счет качества продукции.

— Почему решено было не ограничиваться открытием кондитерских и запустить собственное производство?

— Фабрика дает возможность выпускать продукцию стабильного качества для снабжения сети. Ее мощности позволяют обеспечивать до 15 точек. Кроме тортов, десертов и пирожных, на производстве выпускается выпечка (круассаны, хлебные корзины). Продукция также поставляется в партнерские рестораны, с некоторыми из них уже подписаны контракты.

— Пришлось ли вам как-то адаптировать концепцию для местного рынка?

— Необходимости в этом не было. В Дубае из 5,5 млн человек примерно 200–250 тыс. местных жителей, тогда как остальные — европейцы, американцы, индийцы, русские и украинцы. К тому же у самих эмиратцев также есть большой интерес к европейской культуре, поэтому в сторону востока идти не пришлось.

— Какие у вас планы по развитию сети?

— В течение двух лет будет открыто 10–12 точек в Дубае и Абу-Даби. Дальнейшее развитие будет зависеть от того, как быстро бизнес-план сойдется с реальностью. К тому же не факт, что в стране останутся интересные локации, где целесообразно открываться. Все-таки Дубай и Абу-Даби несоизмеримы с другими эмиратами по туристическим потокам. В этих городах торговые центры являются настоящими точками притяжения. К примеру, ежегодный трафик Dubai Mall составляет 170 млн человек в год.

— Насколько российским компаниям сложно открыть бизнес в Дубае?

— Это очень тяжелый и трудоемкий путь, требующий получения большого количества разрешений. В Дубае сильная бюрократическая система, через которую даже мышь не прошмыгнет. Причем в государственную структуру нельзя просто так приехать. К примеру, общение с управлением электроэнергии и водных ресурсов DEWA происходит только в письменной форме. Письма периодически теряются, а при наличии ошибок — возвращаются обратно.

В итоге регистрация компании и получение необходимых лицензий заняли год, что считается достаточно хорошим результатом. Для прохождения всех этапов потребовалось создать серьезную команду, выстроить отношения с местными юридическими, финансовыми и промоутерскими компаниями. Но после выхода на рынок какие-либо препоны для ведения бизнеса отсутствуют. Успех зависит исключительно от правильного выбора концепта, попадания в аудиторию, маркетинговой активности.

— Действительно ли в Дубае существенно ниже налоговая нагрузка на бизнес, чем в России? Или это скорее способ привлечения инвесторов?

— Налоги в Дубае просто носят другую форму. В городе отсутствует подоходный налог, но при этом ежегодно взимается плата за продление лицензии. Причем для производства и сети кондитерских нужны отдельные лицензии. При этом налоговые органы ОАЭ не обращают внимание на аффилированность, что позволяет зарегистрировать несколько связанных между собой компаний. В стране не взимается налог на дивиденды, поэтому то, как именно инвестор получит свои деньги, их не интересует.

— Возникали ли какие-то сложности в переговорах с торговыми центрами? У них наверняка есть очередь из потенциальных арендаторов.

— Желающих, безусловно, много. Самым сложным было договориться об открытии первой точки в Dubai Mall. Перед началом работ нужно согласовать с владельцем торгового центра подрядчика, который будет проводить строительные работы. В отличие от России, в ОАЭ за качество работ и безопасность отвечает исполнитель, а не инвестор. Поэтому если что-то случится, то отвечать своей лицензией, свободой и выплачивать штрафы предстоит подрядчику, что достаточно справедливо. По этой причине инвестор вынужден идти на его требования — например, приобретать более дорогие водонепроницаемые розетки или более надежное оборудование.

После заключения договора аренды с Dubai Mall договариваться с владельцами других торговых центров стало значительно проще, все-таки этот молл является знаком качества. Девелоперы больше не предлагают нам прийти через несколько лет, а готовы обсуждать сотрудничество. Более того, они сами стали на нас выходить с предложениями об аренде.

— Действительно ли ОАЭ удается быть вне политики? К примеру, МТС-банк сначала получил лицензию в стране, но затем это решение было пересмотрено.

— Банковским и юридическим структурам на этом рынке сложнее, поскольку весь долларовый комплаенс проходит через Нью-Йорк. Для того чтобы инвестировать деньги, предприниматель из России не должен быть токсичным для регулирующих органов ОАЭ, США и России. Изначально мои денежные переводы проходили три-четыре дня из-за многочисленных проверок, но сейчас этот процесс занимает всего час.

— Считается, что по уровню сервиса Дубай значительно уступает России. Пришлось ли вам привозить команду из Санкт-Петербурга?

— Кондитеров мы привезли из России, тогда как официантов и бариста набрали в Дубае. У местного контингента действительно есть проблемы с сервисом, поскольку их мало интересует то, что происходит в зале. За качеством их работы и соблюдением стандартов следит сильный управленец из России. Кроме того, в Дубае есть представитель собственника, с которым мы ежечасно находимся на связи.

Но для кондитерской сервисная составляющая все же не так важна, как для ресторана. Сотруднику достаточно принести кофе и два пирожных, в то время как ресторан предполагает смену блюд.

— Есть ли у вас планы по запуску еще каких-то бизнес-проектов в Эмиратах?

— Сейчас все мои устремления направлены на развитие сети Arte и повышение загрузки фабрики, поэтому распыляться на другие проекты не имеет смысла.

Беседовал Константин Куркин

Вся лента