Не узнали своих

Нелепая гибель бежавших из плена заложников потрясла Израиль

Израильские солдаты в секторе Газа по ошибке застрелили троих бежавших из плена «Хамаса» заложников, приняв их за боевиков. Трагический инцидент вызвал в Израиле потрясение и шок. Родственники находящихся в плену израильтян требуют от правительства добиться освобождения всех заложников — пусть даже ценой крупных уступок «Хамасу». С подробностями — корреспондент «Ъ» в Тель-Авиве Михаил Гуревич.

Фото: Violeta Santos Moura, Reuters

Это произошло утром в пятницу, 15 декабря, в разгар боев в районе Эш-Шуджаии. Трое раздетых по пояс молодых людей с поднятыми руками и белым флагом вышли из небольшого здания и направились к дому, где заняли позиции бойцы израильской армии. Солдат, находившийся у окна, с криком «террористы!» открыл по ним огонь. Двое упали, а один поспешно вернулся в здание, из которого они вышли. Через несколько минут к зданию подобрались несколько солдат во главе с офицером, приказавшим неизвестному выйти наружу. Тот громко ответил ему на иврите, моля о помощи, и вышел с поднятыми руками, но тут же был застрелен.

Так трагически оборвались жизни 28-летнего Йотама Хаима, 26-летнего Алона Шамриза и 24-летнего Самара Талалка. Первые двое были похищены из кибуца Кфар-Аза, а Самара, уроженца бедуинского города Хура, террористы забрали в плен из кибуца Нир-Ам. 70 дней плена, голода, ежедневной угрозы погибнуть от рук тюремщиков или в результате израильской бомбардировки — и вот, когда свобода находилась чуть ли не на расстоянии вытянутой руки, молодых людей расстреляли свои же.

Солдаты осмотрели погибших, довольно быстро поняли, что речь идет о трагической ошибке и отправили тела для идентификации на печально известную в Израиле военную базу Шура. Туда после резни 7 октября свозили для опознания тела погибших со всех приграничных районов.

Как стало известно уже после трагедии в Эш-Шуджаии, один из освобожденных иностранных рабочих, гражданин Таиланда, большую часть заключения находился рядом с тремя погибшими молодыми людьми. По словам Вичиан Тангтонга, они держались очень дружно, подбадривали и поддерживали друг друга. Таиландец рассказал, что боевики относились к ним нормально, потому что бедуин Самар, пользуясь знанием арабского, выступал посредником в общении с ними.

Время от времени пленников перевозили с места на место, но бывали моменты, когда переезды отменялось из-за того, что поблизости шли активные боевые действия. При каких обстоятельствах трое смогли бежать, вряд ли когда-нибудь станет известно. Однако, как сообщила армейская пресс-служба, в нескольких сотнях метров от места трагедии солдаты нашли дом, на стене которого спреем было написано: «S.O.S.» и (на иврите) «Три заложника». Из опасений, что здание заминировано, внутрь никто не заходил. Возможно, беглецы какое-то время скрывались там.

Через несколько часов после трагического инцидента, на вечернем брифинге для прессы в пятницу, официальный представитель ЦАХАЛа контр-адмирал Даниэль Агари сообщил о случившемся и признал ответственность армии. Позже командующий Генштабом Херци Алеви объяснил: «Заложники сделали все правильно, чтобы мы поняли. Сняли верхнюю одежду, чтобы было видно, что на них нет пояса смертника, подняли руки, вышли с белым флагом и говорили на иврите. Огонь был открыт вопреки инструкциям, но стрельба велась в пылу боя, и солдаты находились в возбуждении».

Как показало предварительное расследование, инструкции были нарушены в обоих случаях: когда солдат убил двух из трех приближавшихся к нему людей и когда группа во главе с офицером застрелила третьего заложника.

По мнению высокопоставленного источника в командовании Южного округа, «в таких случаях военнослужащие должны были что-то заподозрить и прояснить ситуацию, прежде чем открывать огонь». Армия утверждает, что теперь инструкции изменили и впредь ничего подобного не повторится.

Впрочем, за излишнюю осторожность при принятии решения об открытии огня израильские военнослужащие тоже могут поплатиться. Известно, что «Хамас» и «Исламский джихад» активно используют террористов-смертников, которые выходят с поднятыми руками и подрывают себя при приближении солдат, а кроме того, часто устраиваются разнообразные ловушки с детскими голосами, звучащими из заминированных строений. Кстати, с надписями на иврите о якобы скрывающихся в зданиях заложниках израильские военные также уже сталкивались.

Несмотря на то, что израильтяне каждый день получают сообщения о погибших соотечественниках, новость о трагедии с заложниками вызвала настоящую фрустрацию в обществе. Ведущие и комментаторы на израильских телеканалах просто не могли найти подходящих слов. Казалось бы, освобождение заложников считается в стране одной из (и чуть ли не главной) целей войны. А тут выясняется, что солдаты не готовы к ситуации, когда пленные израильтяне сами выходят к ним навстречу.

Более того, даже те нормы и приказы, которые существуют, видимо, не учитывают нестандартные ситуации, с которыми солдаты сталкиваются на этой войне. И если у большинства израильтян это обстоятельство вызвало недоумение и сострадание, то у движения в поддержку заложников — ярость и гнев. До глубокой ночи пятницы семьи и близкие пленников осаждали вход на территорию комплекса Генштаба в Тель-Авиве.

Уже в субботу вечером на площади у Тель-Авивского музея изобразительных искусств, которую в Израиле теперь называют «площадью заложников», выступающие один за другим требовали от правительства заключить с «Хамасом» новую сделку, которая привела бы к освобождению всех заложников.

При этом солдат, непосредственно участвовавших в трагическом инциденте, никто не обвиняет. Как сказал Дани Эльгерт, чей 68-летний брат Ицхак находится в плену, «всем понятно, что они (военнослужащие.— “Ъ”) не виноваты. Виновны те, кто заставил их войти в Газу». Он сообщил о решении сообщества родственников заложников: если правительство не объявит о новой сделке, они начнут круглосуточно пикетировать здание Генштаба.

Однако в назначенный срок он и другие семьи взятых в заложники израильтян никакого ответа от правительства не получили — хотя «военный кабинет» собрался на совещание и, судя по всему, обсуждает возможность нового соглашения с «Хамасом» при посредничестве Катара.

В субботу глава «Моссада» Дади Барнеа встретился в Норвегии с премьер-министром Катара Мохаммедом бин Абдулрахманом Аль-Тани. По данным израильской прессы, речь идет о некой сделке, которая позволит освободить оставшихся в плену израильтянок в обмен на прекращение огня, которое продлится более одного дня. 12-й канал израильского ТВ сообщает, что Израиль, со своей стороны, требует вернуть всех женщин и пожилых мужчин, а в ответ готов на более гибкий подход к вопросу освобождения палестинских заключенных. Неизвестно, пойдет ли речь о пожилых палестинцах, которые отбывают пожизненный тюремный срок за организацию терактов, или только о количестве заключенных, которых выпустят в обмен на израильтян. Впрочем, как подчеркивают все стороны, они еще далеки от заключения возможного соглашения и лишь зондируют позиции друг друга.

Публично же и Израиль, и «Хамас» декларируют радикальный подход. На вечерней пресс-конференции в субботу израильский премьер Биньямин Нетаньяху в очередной раз заявил о том, что Израиль продолжит вести войну до победы. Тем временем «Хамас» опубликовал официальное заявление, в котором сказано, что боевики не готовы начать переговоры по обмену заключенными до «прекращения агрессии» против палестинского народа.

Памятуя об американском требовании к Израилю закончить с полномасштабными военными действиями к Новому году, можно прогнозировать, что в итоге стороны найдут компромисс где-то посредине. Израиль объявит о завершении основного этапа войны в секторе Газа, но, по сути, продолжит ее в режиме антитеррористической операции. А «Хамас» объявит о своей очередной победе над сионистским врагом. И только родственники заложников будут вздрагивать, ловя каждую новость о военных действиях в секторе и надеясь, что их родные не погибнут от рук врага или из-за несчастного случая.

Фотогалерея

Боевые действия между Израилем и сектором Газа

Смотреть

Вся лента