Взрывы под присмотром
Россия завершила строительство последней станции в рамках Международной системы мониторинга ядерных испытаний
В России на минувшей неделе завершилось создание сегмента станций в рамках Международной системы мониторинга, предусмотренной Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Последний из 32 российских объектов был введен в строй в Южно-Сахалинске. Этот шаг подтверждает, что, несмотря на недавнее решение властей РФ отозвать ратификацию ДВЗЯИ, Москва по-прежнему настроена на практическое сотрудничество в рамках глобальных усилий по предотвращению возобновлений ядерных испытаний.
На минувшей неделе была завершена сертификация сейсмической станции AS92 в Южно-Сахалинске. Теперь на территории России действуют 32 объекта — 31 станция и одна радионуклидная лаборатория — в рамках Международной системы мониторинга. Это второй по величине сегмент (после США). «Завершение создания нашего сегмента — важнейший вклад Российской Федерации в укрепление контроля за ядерными испытаниями. Он делом подтверждает приверженность нашей страны поддержанию международного режима нераспространения ядерного оружия и контроля над вооружениями»,— заявили по этому поводу в МИД РФ.
Там отметили, что Международная система мониторинга является важнейшим элементом проверочного механизма ДВЗЯИ, представляющим собой глобальную сеть радионуклидных, сейсмических, гидроакустических и инфразвуковых станций, а также специализированных лабораторий, регистрирующих и обрабатывающих соответствующие данные. На основе этого становится возможным обнаружить проведение каким-либо государством ядерного испытания как малой, так и большой мощности. Всего должно быть возведено и сертифицировано 337 таких объектов по всему миру.
Как следует из заявления МИД РФ, еще до ввода в строй последней станции российские объекты в рамках системы мониторинга «показывали весьма высокий уровень доступности данных, что неоднократно подтверждалось временным техническим секретариатом подготовительной комиссии Организации по ДВЗЯИ (ВТС ПК ОДВЗЯИ)».
«Это достижение стало возможным благодаря слаженному и профессиональному взаимодействию службы специального контроля Министерства обороны Российской Федерации, а также других профильных российских ведомств и организаций с ВТС ПК ОДВЗЯИ»,— подчеркнули в министерстве, призвав другие страны последовать примеру России.
Исполнительный секретарь подготовительной комиссии ОДВЗЯИ Роберт Флойд поздравил Россию и сотрудников своей организации с завершением создания российского сегмента. «Это монументальное достижение! 32 станции России в сегменте Международной системы мониторинга являются важнейшими компонентами глобальной сети, которая помогает поддерживать мир и безопасность, гарантируя, что ни одно ядерное испытание не останется незамеченным»,— написал он в социальной сети Х (ранее Twitter).
В ПК ОДВЗЯИ уточнили, что в возведении объекта в Южно-Сахалинске также участвовали два внешних подрядчика: Nanometrics (Канада) и Vector (РФ). Решение о создании этой станции было принято 13 лет назад, строительство же началось в мае 2021 года и осложнялось целым рядом факторов: от погодных условий (температура до минус 35 градусов) до обнаружения в районе работ краснокнижных растений, которые пришлось пересаживать. Данные сейсмического мониторинга, которые теперь будут поступать с этого объекта, используются для того, чтобы отличить подземный ядерный взрыв от природных и техногенных сейсмических явлений, таких как землетрясения и взрывы в шахтах.
Станции в рамках системы мониторинга разбросаны по всей территории России: от Дубны и Курска до Норильска и Уссурийска.
Напомним, ДВЗЯИ был открыт к подписанию 24 сентября 1996 года. С тех пор его подписали 187 государств и ратифицировали 177 (Россия недавно отозвала свою ратификацию). Но договор до сих пор не действует. Чтобы ДВЗЯИ заработал, нужна ратификация 44 стран из «Приложения 2», имеющих ядерное оружие или возможности его создания (их перечень составлен на основании данных Международного агентства по атомной энергии). Из этого списка документ ратифицировали 36 государств, включая РФ (которая впоследствии отозвала свою ратификационную грамоту). Из оставшихся восьми стран договор не подписали три: Индия, КНДР и Пакистан. Подписали, но не ратифицировали пять: США, Китай, Египет, Израиль и Иран. Россия — пока единственная страна, подписавшая и ратифицировавшая договор, но отозвавшая свою ратификационную грамоту.
На минувшей неделе заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков в интервью журналу «Международная жизнь» вновь коснулся причин дератификации Россией договора. «Сделано это было для того, чтобы выравнять наш международно-правовой и политический статус со статусом США. Долгие годы мы полагали, что американцы последуют нашему примеру (и на сегодня — примеру еще более чем 170 государств). Но общая ситуация в сфере безопасности поменялась радикально, и более мы не можем оставаться в положении страны, которая в полном объеме присоединилась к договору, не вступившему в силу из-за того, что прежде всего США (и, "глядя на них", некоторые другие страны) его не ратифицировали»,— заявил он.
По словам Сергея Рябкова, власти РФ «бесчисленное количество раз обращались к американцам с призывами пересмотреть эту деструктивную позицию». «Но сменявшие друг друга на протяжении более чем 20 лет администрации в Вашингтоне то подавали обнадеживающие сигналы, то, как администрация Трампа (администрация президента США Дональда Трампа.— “Ъ”), просто гордились тем, что они не собираются присоединяться к ДВЗЯИ. Эти жонглерские приемы, тоже из циркового репертуара, в конечном итоге нам стали надоедать»,— пояснил он.
Замминистра подчеркнул, что, несмотря на отзыв ратификационной грамоты, Россия продолжает активно сотрудничать с ПК ОДВЗЯИ, свидетельством чему стало завершение создания российского сегмента станций мониторинга.
Что же касается возможного возобновления ядерных испытаний, то это, как следует из его интервью, «целиком и полностью вопрос к США». «Про ядерные испытания могу сказать, что, если США их возобновят, они получат в режиме зеркального ответа то же самое с нашей стороны. Они, конечно, в последнее время неоднократно сигнализировали, что таких намерений у них нет и что они готовы проявить даже какую-то транспарентность применительно к своему полигону. Но сегодня намерений нет, а завтра они могут появиться»,— резюмировал Сергей Рябков.
Ранее исполнительный секретарь ПК ОДВЗЯИ Роберт Флойд призвал все государства, обладающие ядерным оружием, переподтвердить свою приверженность мораторию на ядерные испытания. Кроме того, он выразил надежду, что ведущие ядерные державы — Россия, США и Китай — одновременно ратифицируют ДВЗЯИ, что позволит этому договору наконец вступить в силу.