Тысяча и один ТО
В большинстве регионов тариф техосмотра легкового авто перевалил за 1 тыс. рублей
На этой неделе региональные власти должны установить предельные тарифы на техосмотр, которые начнут действовать с 1 января. Как подсчитал “Ъ”, большинство субъектов увеличат цену ТО легковой машины на 12%, с 913 до 1022 руб. Дороже всего процедура будет на Чукотке (4,5 тыс. руб.), в Санкт-Петербурге (1,72 тыс. руб.) и Амурской области (1,5 тыс. руб.). Для расчета «экономически обоснованной» цены чиновникам необходимо получить данные от операторов техосмотра, но бизнес, как выяснил “Ъ”, в процессе участвовал крайне неохотно. Многие операторы и вовсе «обдумывают, не бросить ли этот вид деятельности».
Согласно приказу Федеральной антимонопольной службы (ФАС), региональные власти должны до 20 декабря установить тарифы на техосмотр. На вечер 15 декабря “Ъ” нашел документальные подтверждения о планах 68 субъектов федерации ввести новые цены с 1 января.
В половине регионов тариф для самой массовой категории транспортных средств М1 (легковые авто) повышается на 12% — с действующих 913 до 1022 руб.
Самым дорогим техосмотр будет для автомобилистов Чукотки: цена повышается с 4,1 тыс. до 4,5 тыс. руб. для легковой машины (в правительстве региона на запрос “Ъ” не ответили). В Санкт-Петербурге процедура подорожает с 1,54 тыс. до 1,72 тыс. руб., в Амурской области — с 1,4 тыс. до 1,57 тыс. руб., в Ненецком автономном округе — с 1,37 тыс. до 1,5 тыс. руб., на Камчатке — с 1,33 тыс. до 1,49 тыс. руб. Среди регионов, где техосмотр наиболее дешев,— Ивановская (рост тарифа с 586 до 913 руб.), Волгоградская (с 576 до 913 руб.) и Кемеровская (с 913 до 947 руб.) области.
Ежегодное увеличение тарифов на ТО предусмотрено приказом ФАС и соответствующей методикой 2022 года. Регионы обязаны запрашивать у операторов сведения об их расходах (фонде оплаты труда, ремонте оборудования и т. д. по списку документов) и на основе этих данных ежегодно рассчитывать «экономически обоснованный» тариф. Если данные присылают менее 50% местных компаний, чиновники индексируют тариф сами. Власти Воронежской области, выяснил “Ъ”, получили сведения лишь от 12,5% региональных операторов, Ленинградской — 11%, Ивановской — 12%, Кировской области — 4%, Красноярского края — 1%. «Кворум» не сумели собрать в Курской области, Санкт-Петербурге, Тверской области. Власти Москвы, департамент цен и тарифов Тамбовской области, департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области, комитет по тарифам Московской области вообще не получили предложений от бизнеса, хотя и запрашивали.
ФАС подтвердила “Ъ”, что в большинстве регионов тариф увеличен «методом индексации».
Такой подход, уверены там, сохраняет для операторов «экономические стимулы для работы», позволяя возмещать расходы и получать необходимую для развития прибыль. Напомним, что с 2021 года ТО обязателен только для грузовиков, автобусов и такси. Владельцы частного автопарка (физлица) должны проходить ТО в случае постановки на учет и перерегистрации авто старше четырех лет, а также при внесении изменений в конструкцию транспортных средств. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в России работает 3,57 тыс. операторов техосмотра.
Операторам нужно активнее объединяться в союзы или СРО, чтобы отстаивать свои интересы, в том числе при расчетах тарифов, считает заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов. Не все операторы, поясняет он, разбираются в тонкостях бухгалтерии (многие из них ИП) и готовы предоставить необходимый набор документов. «Сложно организовать несколько десятков предпринимателей, для этого нужно мощное профессиональное объединение,— подтверждает представитель ассоциации операторов техосмотра "Ермак" Александр Васильев.— Отдельные операторы сами это делать не хотят». «Отсутствие инициативы со стороны бизнеса объясняется стагнацией на рынке, основной причиной которой стал "добровольный ТО",— говорит руководитель пункта техосмотра в Красноярском крае (оператор ООО "Марс") Иван Кекин.— На этом фоне тарифная кампания превратилась в простое переписывание цен».
«Очень много операторов работают "всерую", чтобы сокращать налоги, соответственно, по официальным документам расходов у оператора немного»,— добавляет Александр Васильев.
Даже если бы и нашлось нужное количество операторов, единицы смогли бы грамотно обосновать расчеты, добавляет Иван Кекин: далеко не все расходы операторы могут подтвердить документально и представить для обоснования.
На пункты ТО сейчас почти никто не едет, говорит глава союза «Техэксперт» Сергей Зайцев, загрузка не превышает 15–20%. «Многие из представителей отрасли обдумывают, не бросить ли этот вид деятельности,— признает он.— Когда бизнес находится в таком состоянии, какие расчеты он даст? А те мошенники, которые торгуют техосмотром, ничего никому передавать не будут».
В ФАС считают, что действующая методика «содержит гибкий механизм для установления тарифов», и напоминают, что у операторов было право до 1 августа предоставить необходимые документы. В антимонопольной службе не исключают, что в 2024 году проведут «дополнительный анализ» методики «на предмет ее актуальности и корректировки».