Подъемная сила движения
За счет чего страховой рынок показывает рекордные темпы роста
Российский страховой рынок по итогам текущего года покажет очень хорошие результаты. Но в 2024-м в условиях высоких процентных ставок и довольно высокой инфляции темпы роста, по прогнозам экспертов, замедлятся, хотя и сохранят положительную динамику.
Ударное ускорение
Российский рынок страхования растет хорошими темпами: по итогам первых трех кварталов общий объем собранных премий, согласно данным Банка России, на 24% превысил показатели первых трех кварталов 2022 года. Эффект низкой базы при этом практически отсутствует: осенью прошлого года на рынке уже шли восстановительные процессы после весеннего шока, падение относительно показателей 2021-го составляло всего 2%.
Уже по итогам первой половины 2023 года можно было сделать вывод, что тенденция роста страхового рынка положительная: прибыль и рентабельность заметно увеличились по сравнению с тем же периодом 2022-го, рассказывает генеральный директор «Росгосстраха» Максим Шепелев. Причины роста он видит в положительной динамике фондового рынка и низкой частоте страховых событий: объем выплат по договорам страхования во втором квартале 2023 года составил 248,4 млрд руб. (+15,7%), и рос он меньшими темпами, чем страховые взносы. Коэффициенты убыточности и расходов при этом, по его словам, несколько снизились, и из-за этого уменьшился и комбинированный коэффициент убыточности. Положительным для рынка стал рост заключенных договоров в ключевых видах страхования: за первое полугодие он составил 16% (+9,5 млн шт.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Рынок страхования по видам, отличным от страхования жизни, вырос за первые три квартала этого года на 14%, до 1,1 трлн руб., следует из статистики Центробанка. По итогам 2023-го рынок non-life может вырасти на 15%, прогнозирует руководитель центра стратегического анализа «СберСтрахования» Владислав Чезганов. Ключевым драйвером роста, по его мнению, станет увеличение сборов по автострахованию: на 23% по ОСАГО и на 22% по каско в связи с ростом цен на легковые автомобили и автозапчасти в 2023 году, а в сегменте каско — еще и из-за увеличения спроса на продукты с неполным покрытием. Сборы по страхованию от несчастных случаев возрастут, по прогнозам «СберСтрахования», на 18% на фоне ужесточения денежно-кредитной политики Банка России, по страхованию имущества юридических лиц — на 8–10%, тогда как рынок ДМС снизится в переделах до 5%, в том числе из-за ухода из России западных компаний.
«До 2022 года существенный спрос по корпоративным программам ДМС формировали транснациональные компании, работающие в России. Сегодня основные потребители — российские компании. Мы видим трансформацию в сторону роста спроса на коробочные продукты с франшизами и телемедицину, что оптимизирует затраты клиентов»,— поясняет Владислав Чезганов.
Как россияне выбирают страховщиков
Согласно данным исследования Финансового университета, на страховом рынке в 2023 году были выделены три потребительские модели страхователей. В основу разделения на модели были положены особенности выбора страхователем — физическим лицом страховой организации при покупке страхового полиса.
Рекомендательная модель предполагает выбор страховщика по рекомендации родственников или знакомых, по рекомендации (убеждению) страхового агента или по убеждению сотрудника банка. Рекламно-информационная модель — на основании рекламы страховой организации, а также по отзывам в интернете в целом и в соцсетях. Рациональная модель — самостоятельный выбор страховой организации на основании положительного опыта взаимодействия со страховщиком, либо по результатам изучения отчетности и показателей деятельности компании, либо на основе анализа условий программ страхования.
Авторы исследования (1,6 тыс. респондентов в каждом из трех опросов, во всех регионах РФ) отмечают, что с 2005 года существенно изменилось отношение к рекламе, доля воспринимающих информацию из рекламных публикаций, роликов и бил-бордов выросла практически в шесть раз. В определенной мере, считает завкафедрой страхования Финуниверситета Александр Цыганов, это результат деятельности страхового надзора, добившегося в 2010-е годы ухода с рынка наиболее одиозных игроков, а главное предпринявшего значительные усилия по защите прав потребителей страховых услуг.
Итоги 2023 года для non-life рынка скорее можно отнести к позитивным, считает заместитель генерального директора по экономике и финансам ВСК Максим Чернов: «Объем страховой премии по итогам года вырастет где-то на 18–20%, что для нашего рынка малохарактерно в последние годы. По сути, темп роста этого года компенсирует невысокие темпы 2022 года, когда рынок non-life вырос всего на 2%, а с учетом страхования жизни рост был вообще на уровне погрешности». По прогнозам ВСК, по итогам года будут хорошие темпы роста в сегменте каско (на уровне 20%), в имущественном страховании (22%), в сегменте грузы/море/авиа темпы будут близки к 30%, рынок ДМС вырастет на 12–15%, страхование от несчастных случаев — более чем на 35%, а рынок ОСАГО прирастет в пределах 20%. «По финансовому результату рынок будет однозначно лучше, чем в прошлом году: скорее всего — примерно в два раза»,— добавляет эксперт.
«В целом 2023 год можно назвать динамично-восстановительным: темпы роста в первом полугодии были впечатляющими — примерно 23%,— говорит генеральный директор "Совкомбанк Страхования" Игорь Лаппи.— Однако ввиду усиления роста инфляции, сопутствующего повышению ключевой ставки, стоимости кредитов, снижения потребительского спроса, в частности на автомобили, общей сдержанной позиции населения к небюджетным тратам сегмент non-life покажет, скорее всего, рост на уровне 5–6%». В сегменте ДМС его ожидания прямо противоположны прогнозам «СберСтрахования»: эксперт полагает, что спрос остается стабильным, прирост сборов держится на уровне медицинской инфляции в пределах 10–12%.
Ударники труда
По итогам девяти месяцев 2023 года (по данным «Эксперт РА») лидерами по совокупному объему собранных страховых премий (здесь и далее с учетом входящего перестрахования) стали: акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» (доля на рынке — 13,7%), общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания "Сбербанк страхование жизни"» (11,1%), акционерное общество «АльфаСтрахование» (8,0%).
В сегменте добровольного страхования лидируют акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности», Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания «Сбербанк страхование жизни» и Общество с ограниченной ответственностью «АльфаСтрахование-Жизнь».
Крупнейшие компании в сегменте обязательного страхования — страховое акционерное общество «РЕСО-Гарантия», акционерное общество «АльфаСтрахование», страховое публичное акционерное общество «Ингосстрах».
В тройку лидеров по премиям по страхованию жизни по итогам девяти месяцев 2023 года вошли: общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания "Сбербанк страхование жизни"», общество с ограниченной ответственностью «АльфаСтрахование-Жизнь» и общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания "Росгосстрах Жизнь"».
Довольно динамично развивается сегмент страхования грузов, отмечает Игорь Лаппи: здесь по итогам года можно будет увидеть самый сильный рост — около 20%. Также он отмечает, что все большее число автомобилистов приобретает полисы каско: сберегательный вектор, сформированный под давлением текущей экономической среды, оказал влияние на владельцев автомобилей всех ценовых категорий.
«Наиболее высокий рост — в сегменте кредитного страхования, что мы связываем с повышением экономической активности населения»,— говорит Максим Шепелев. Также, отмечает он, активно росли и моторные виды, в том числе за счет увеличения стоимости автомобилей и активизации импорта транспортных средств из КНР. Рынок ДМС по рынку в целом, по его данным, показал результаты хуже прошлогодних из-за ухода ряда зарубежных компаний, у которых ДМС входил в соцпакет. Вместе с тем, по словам Максима Шепелева, сохраняется стабильный спрос на ДМС у тех корпоративных клиентов, которые остались на рынке в 2022-м и из года в год приобретали медицинскую страховку для своих сотрудников. «От этих клиентов мы в течение года получали запросы и на расширение программ ДМС различными медицинскими услугами, в том числе программами корпоративного благополучия, превентивной медициной, цифровыми сервисами,— рассказывает Максим Шепелев.— Основной их целью стало удержание сотрудников при сохранении бюджета на ДМС или небольшом его увеличении. Кроме того, в 2023 году мы заметили спрос на ДМС также от тех организаций, которые ранее сотрудников не страховали, и это не всегда были фирмы, расположенные в мегаполисах. Безусловно, бюджеты у таких компаний разные, соответственно, нам приходится адаптировать классические программы ДМС именно под индивидуальные запросы, в том числе с учетом их месторасположения и особенностей медицинской инфраструктуры».
Инфляционная добавка
Если говорить о динамике стоимости полисов, то, по данным Вячеслава Чезганова, в рознице сильнее всего подорожали сегменты страхования имущества граждан (+29%) и ОСАГО (+25%). Рост средних премий в этих видах страхования в первую очередь связан с увеличением рыночной стоимости самого застрахованного имущества: машин, квартир и загородной недвижимости. В каско заметен рост спроса на коробочные продукты с усеченным набором покрываемых рисков по более низкой стоимости в сравнении с классическими полисами. В результате средняя стоимость договора снизилась на 23%. В корпоративных видах страхования тенденции разнонаправленные: средняя премия по страхованию грузов выросла на 19%, по страхованию имущества юридических лиц, напротив, снизилась на 20%.
Значимо выросла цена полисов в моторном страховании, и это объективная реакция на рост стоимости машин и соответствующих страховых сумм, а также на рост стоимости ремонтов и запчастей к ним — по разным маркам рост стоимости полиса колебался от 15% до 60%, рассказывает Максим Чернов. Частично рост стоимости, по его словам, сдерживался страховщиками за счет снижения тарифов — они сократились более чем на 10%, а также за счет предложения более дешевых программ страхования с разными уровнями франшиз и покрытий, в целом это ограничило рост стоимости страховых полисов в пределах 15–20%. Практически не выросли в цене, отмечает Максим Чернов, полисы имущественного страхования граждан, а также полисы страхования от несчастного случая, рост же стоимости полисов ДМС оказался на уровне медицинской инфляции — в пределах 10–15%, полисы ОСАГО подорожали в среднем на 15–20% вслед за значимым темпом роста позиций в справочнике по расчету стоимости ремонтов по единой методике (подорожание за последние полтора года составило более 40%).
Рост интереса
Генеральный директор страхового брокера Remind Андрей Денисов — об ожиданиях в 2024 году.
Мы не ждем появления в 2024 году каких-то абсолютно новых видов страхования, которых наш рынок не знал до этого. Другое дело, что определенные виды могут стать еще более востребованными. Например, в 2023-м мы увидели рост числа полисов киберстрахования, хоть премии по этим полисам пока не самые большие. Все это свидетельствует о том, что наконец-то интерес компаний к этому виду страхования стал более выраженным и оформленным. Поэтому, скорее всего, в 2024 году мы зафиксируем увеличение числа договоров киберстрахования. В то же время из года в год мы наблюдаем рост интереса к страхованию торговых кредитов. Если раньше им в основном пользовались крупные производственные и торговые (преимущественно иностранные) компании, то сейчас мы видим интерес к этому виду и у компаний среднего сегмента.
Сильнее всего давление на стоимость полиса оказала ситуация с ростом цен на автомобили и сложностью поставок запчастей, говорит Игорь Лаппи: подобный «органический» рост, по его данным, прибавил к страховой премии по каско в среднем 25%. «При этом для автомобилистов разработаны разные варианты данного вида страхования, которые для снижения стоимости предлагают гибкую систему франшиз, индивидуальный набор рисков и иные опции, чтобы тариф не стал заградительным. Подобный подход оказался востребованным, проникновение каско увеличилось»,— добавляет эксперт.
Во многих сегментах рынка наблюдались довольно низкая частота страховых событий и уменьшение количества действительно крупных выплат, что привело к некоторому снижению стоимости полисов, отмечает Максим Шепелев. Вместе с тем, отмечает он, в «Росгосстрахе» за девять месяцев этого года средняя премия по классическому продукту каско для физлиц увеличилась примерно на 30% из-за роста цен автомобилей и запчастей, хотя в сегменте каско в целом средняя стоимость полисов росла не так драматично в связи с появлением большого числа мини-продуктов. Рост средней стоимости полисов ОСАГО, по его словам, за январь—сентябрь 2023 года по сравнению с девятью месяцами 2022-го составил примерно 20%.
Тормозной путь
В 2024 год российская экономика входит в условиях высоких процентных ставок и довольно высокой инфляции, Банк России прогнозирует сохранение высоких ставок до конца 2024 года. Эксперты полагают, что это, скорее всего, негативно скажется на темпах роста страхового рынка.
«Жесткая денежно-кредитная политика оказывает значимое влияние на рост экономики, а нахождение ключевой ставки на высоком уровне на горизонте более полугода начинает оказывать негативное влияние на инфляцию»,— говорит Максим Чернов. Уже сейчас, по его словам, заметно снижение продаж новых машин месяц к месяцу, хотя рынок только-только вышел на годовые объемы около 1 млн новых машин в год. Аналогичным образом наблюдается сокращение объемов покупок нового жилья. Хотя фонд в застройке позволяет поддерживать текущие уровни продаж, но значимо подорожавшие кредиты становятся сильно обременительными для потенциальных покупателей. По мнению Максима Чернова, рост рынка в следующем году вполне может достичь 15%, однако все будет зависеть от развития экономики страны в целом. В качестве потенциальных драйверов роста он называет моторное страхование, направления, связанные с грузоперевозками и логистикой, страхование товарных запасов и торговых кредитов. «Вряд ли мы сможем увидеть значимый рост в сегменте личного страхования, также будет ограничен рост в сегменте имущественного страхования и обязательных видах»,— добавляет Максим Чернов.
Динамика страхового рынка будет сильно зависеть от макроэкономической ситуации, соглашается Максим Шепелев: рост ключевой ставки ЦБ существенно замедлит объемы выдач кредитов, соответственно, может упасть и объем продаж комплементарных страховых продуктов. «В целом в 2024 году мы ожидаем умеренного роста рынка в пределах 5–8%»,— прогнозирует Максим Шепелев.
«Изменение процентных ставок находит наиболее сильное отражение в ипотечном страховании, кредитном страховании от несчастных случаев, автостраховании при покупке автомобилей в кредит,— говорит Владислав Чезганов.— В 2024 году эти виды страхования покажут более низкую динамику по сравнению с 2023-м из-за давления высокой ключевой ставки, а рост рынка в целом может составить 5–10%».
«Подобные характерные колебания ставок мы наблюдаем уже на протяжении нескольких последних лет, полагаем, что страховой рынок продолжит развиваться с учетом приобретенных навыков адаптации, как и иные сегменты финансовой отрасли страны»,— надеется Игорь Лаппи. При этом он прогнозирует, что рост страхового рынка в целом в 2024 году может составить около 10%, а основным драйвером развития по-прежнему будет НСЖ.
Страховые компании по совокупному объему страховых премий (с учетом входящего перестрахования), на 1 октября 2023 года. Таблица подготовлена «Эксперт РА» для “Ъ”.
|