Чего ждать бизнесу и жителям Челябинской области в 2024 году
Мнения экспертов о законодательных нововведениях
В 2024 году начнут действовать новые федеральные и региональные законы. На бизнес всех уровней, а особенно на малый и средний, повлияет значительное повышение минимального размера оплаты труда. В Челябинской области с 1 января вводят налоговые льготы для резидентов особой экономической зоны, которую сейчас создают на базе торгово-логистического комплекса «Южноуральский». В 2024 году во всех российских школах запретят использовать телефоны на уроках. «G-Итоги года» спросил у экспертов, что они думают о нововведениях 2024 года.
Артем Артемьев,
вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», председатель Челябинского регионального отделения «Опоры России»:
— С 1 января 2024 года минимальный размер оплаты труда увеличится на 18,5%, до 19,2 тыс. руб. Это приведет к росту расходов бизнеса. В первую очередь, это коснется тех, кто платит минималку. Напомню, что для малого и среднего бизнеса действует льгота по страховым взносам — общая ставка 30%, с превышающей МРОТ суммы — 15%. Сейчас платежи вырастут, но тех, кто платил минималку, не так много, потому что сотрудники все закредитованы, всем нужны справки с нормальными показателями зарплаты. Страховые отчисления занимают значительную часть в структуре расходов микробизнеса, которого у нас большинство, придется адаптироваться к росту издержек. Это немного затормозит развитие бизнеса.
Но скрытой безработицы, на мой взгляд, не будет. Здесь нужно учесть несколько факторов. Первое — это зарплатная гонка и рост фактических зарплат. Второе — это рост числа официально трудоустроенных работников. В октябре уровень безработицы был на беспрецедентно минимальном уровне — 2,9%, а количество сотрудников в простое за год снизилось в 2,4 раза. В результате, сегодня рынок труда — это рынок сотрудника. Предприятия нуждаются в кадрах, особенно в производственных. Потребность в трудовых ресурсах огромная, поэтому фактически увеличение МРОТ не приведет к скрытой безработице.
Перевод зарплат в серую зону — слишком хлопотное занятие. Малый бизнес сегодня — это социально ответственный бизнес. К тому же людей, кто согласен получать серую зарплату, становится все меньше, если и будут колебания, то незначительные. Самое важное не то, что бизнесу придется платить больше зарплаты, он и так платит больше МРОТ. Придется платить больше налогов с этой зарплаты. Мы понимаем, что бизнес предпочел бы отдавать напрямую сотруднику эту разницу, которую сейчас придется отдавать в виде налогов и взносов. Предприниматели могут компенсировать рост издержек в ущерб фактической зарплате, но это могло бы случиться, если бы ситуация на рынке труда была в пользу работодателя, а сейчас она в пользу работника. Поэтому реальные зарплаты точно не будут понижаться, переток в серую зону если и будет, то по минимуму.
Александр Гончаров,
уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области:
— Законодательное собрание Челябинской области приняло законопроект, обнуляющий с 1 января 2024 года ставки налога на прибыль для резидентов особых экономических зон на территории региона. Создание благоприятных условий для инвесторов я оцениваю, конечно же, положительно, как и планы регионального правительства создать особую экономическую зону на площадке торгово-логистического комплекса (ТЛК) «Южноуральский». ТЛК — это актив, для эффективной работы которого нужно создать условия, и он будет приносить прибыль и бизнесу, и государству.
Обнуление налога на прибыль для резидентов ОЭЗ на семь лет — шаг разумный, ведь цель — привлечь инвесторов, которые, вкладывая средства, должны быть уверенными в долгосрочном характере и стабильности инвестиций. Инвестор, заходя на площадку, будет адаптировать ее под себя, свои нужды и проекты, то есть нести затраты. Возможно, понадобится строительство новых складов и логистических центров, обновление дорожной сети и имеющейся инфраструктуры, ведь ТЛК был построен несколько лет назад. Поэтому важно дать ему льготный период для «раскрутки».
В России не так много логистических или портовых ОЭЗ, но они нужны, поскольку страна активно занимается переориентацией торговых маршрутов с запада на восток, и у Челябинской области есть все возможности стать важнейшим хабом на новом транспортном коридоре «Север — Юг». Отправка скоростными составами грузов по «восточной ветке» — Казахстан, Туркменистан, Иран с выходом на Индию может обеспечить промышленность всего Уральского региона, Пермский край и Сибирь новыми каналами сбыта. При этом железная дорога из Челябинска в Иран существует и определенный грузопоток по ней идет. По мнению экспертов, некоторые участки нуждаются в модернизации для увеличения скорости грузопотока, а это как раз те инвестиции, которые может активизировать статус особой экономической зоны ТЛК «Южноуральский».
Яна Лантратова,
депутат Государственной думы РФ:
— Государственная дума и Совет Федерации РФ приняли закон об ограничении использования телефонов в школах. Все члены комитета Госдумы по просвещению достаточно долго работали над законопроектом. Каждый в своих регионах и во время командировок в субъекты РФ мы собирали родительское сообщество, педагогов, детей и обсуждали с ними вопросы повышения статуса педагогического работника, вопрос защиты наших педагогов. Если, не дай бог, нарушаются права ребенка, то, безусловно, сразу же последует наказание. А вот если нарушают права педагогов, травят их, снимают это на мобильные телефоны, то они никак не защищены и очень уязвимы. Кроме того, часто дети используют телефоны для игр, начинают играть на перемене, а потом никак не могут оторваться, остановиться и доигрывают уже на уроках. Это мешает учебному процессу, мешает и детям, и педагогам. Поэтому родители, учителя, все выступили за инициативу запрета мобильных телефонов. К тексту закона в первом чтении были вопросы. Родительское сообщество указывало, что есть опасность в некоторых формулировках. Игнорировать мнение родительского сообщества в таком вопросе как образование и будущее наших детей нельзя. Так же как и они, мы тоже родители, мы хотим создать в школе комфортные для учебы условия, исключить из образовательного процесса то, что может детей отвлекать или им мешать.