Ставка жмет на тормоз

В Прикамье замедлились продажи авто

В ноябре в Пермском крае начали сокращаться темпы прироста продаж машин. В минувшем месяце на учет в регионе поставили 1729 новых автомобилей, что на 5,2% меньше показателей октября (1822). Тренд на снижение проявился еще в октябре, свидетельствует аналитика. Участники рынка связывают замедление темпов продаж с повышением ключевой ставки ЦБ РФ и говорят о затоваривании складов автомобилями.

В ноябре в Пермском крае было зарегистрировано 1729 новых автомобилей, это на 5,2% меньше, чем в октябре (1822), следует из данных, предоставленных профессиональным сообществом «Автомаркетолог» и аналитиками VERRA. Темпы прироста продаж в крае начали замедляться в октябре, тогда как самые высокие показатели регистрации новых машин в 2023 году были зафиксированы в сентябре (1907) и августе (1889).

При этом, в сравнении с прошлым кризисным для отрасли годом, продажи на пермском рынке остаются повышенными: объемы регистрации новых машин в ноябре на 51,1% выше, чем в ноябре 2022-го.

В минувшем месяце наибольший прирост в регионе показали продажи китайских Changan (увеличение на 6700%), Omoda (на 1180%), Haval (на 191,4%), Chery (на 185,5%) и японского Suzuki (на 150%). Почти половину всех поставленных на учет новых автомобилей традиционно занимает LADA (доля на рынке 44,7%, прирост на 9,5%), также заметная доля имеется у Haval (11,8%) и Chery (9,1%).

Кроме того, на учет в регионе в ноябре было поставлено свыше 7 тыс. автомобилей с пробегом, это на 3,6% меньше, чем в октябре (более 7,2 тыс.). По данным «Ъ» со ссылкой на «Автостат», в целом в России в ноябре продажи автомобилей с пробегом впервые в этом году показали падение — пока на символические 0,5% год к году, или на 6,3% меньше предыдущего месяца. Продолжают активно продаваться лишь машины Lada, причем наиболее устаревшие модели, тогда как продажи популярных во вторичном сегменте иномарок Toyota, Kia и Hyundai снижаются.

В последние два года значимую долю на пермском авторынке занимают китайские автомобили. В 2022 году с уходом иностранных брендов из России продажи в региональном сегменте упали на 60%. Освободившиеся ниши стали занимать автомобильные бренды из Поднебесной. Этот процесс продолжается до сих пор. На китайские бренды перешло большинство пермских автодилеров. К нынешнему моменту в крае работают дилерские центры таких китайских марок, как Omoda, Jaecoo, Exeed, Geely, Skywell, Changan, Lifan, FAW и другие.

Руководитель «Форвард-Авто» Рустам Бахтияров подтвердил замедление продаж новых машин в Перми по сравнению с предыдущими осенними месяцами. Ключевая ставка ЦБ РФ растет (в конце октября и в декабре она выросла до 15 и 16% соответственно), и из-за этого клиентов, готовых покупать автомобили в кредит, становится меньше. В группе «Форвард-Авто» доля продаж в кредит составляет более 70%. Дилерам стало тяжелее работать с покупателями и увеличивать число новых клиентов. «В среднем ставка по автокредитам сейчас приближается к 18–20%, но китайские производители, чтобы поддержать рынок, субсидируют продажи и предлагают скидки. В результате сейчас фактические цены на машины даже более низкие, чем были в ноябре и октябре»,— рассказал господин Бахтияров.

Ажиотаж на рынке, наблюдавшийся в регионе летом и осенью, сложился отчасти из-за дефицита машин на складах у дилеров. Сейчас игроков и новых брендов стало больше, а на складах появилось много машин, поэтому некоторые решают подождать с покупкой до более выгодных условий, поделился собеседник. В то же время, в декабре растет конверсия — процент клиентов, совершивших покупку или оставивших контактные данные. Руководитель «Форвард-Авто» полагает, что если в первом квартале 2024 года будет наблюдаться пониженный спрос на машины, концерны станут снижать цены.

Директор по маркетингу и развитию «Сатурн-Р-Авто» Сергей Репин оценил состояние автомобильного рынка в регионе как стабильное. Прирост продаж замедлился в сегментах и отечественных, и зарубежных брендов. «Цены растут, и программы поддержки спроса не успевают за ними. Особенно снизилась доля кредита из-за высокой ставки»,— пояснил Сергей Репин. Многие потенциальные клиенты ожидают снижения ключевой ставки ЦБ РФ, что удешевит для них стоимость автокредита. Те, у кого есть свободные денежные средства, активно размещают короткие депозиты (на два-три месяца) в банках.

Эксперт обратил внимание, что производства сбывают свои автомобили в первую очередь дилерам. Поэтому, если тенденция к затариванию складов продолжится, без поддержки сбыта велика вероятность банкротства дилеров.

Гендиректор VERRA Анна Бояршинова отметила, что на динамику продаж влияют логистика, наличие машин, доступность финансовых программ, связанных с доходами населения. Руководитель VERRA напомнила, что за последние четыре месяца ключевая ставка ЦБ РФ увеличивалась трижды, что повлияло на спрос приобретения автомобилей в кредит. «В этот же период многие производители столкнулись с проблемами в логистических цепочках, из-за чего поставки автомобилей были неравномерными. Таким образом, наблюдаемое нами снижение продаж можно объяснить, в основном, факторами, связанными с доступностью розничных кредитных программ. Если говорить о продажах в декабре, то мы наблюдаем восстановление спроса»,— прокомментировала госпожа Бояршинова. По ее мнению, в 2024 году авторынок России трансформируется. Бренды, не сумевшие укрепить позиции и завоевать популярность, могут покинуть его. Ведущие бренды из топ-6 (Haval, Chery, Changan, Geely, Omoda и Exeed) укрепят свое присутствие. «Учитывая амбициозные планы дистрибьюторов, мы ожидаем интенсивную конкурентную борьбу между ключевыми игроками рынка»,— резюмировала собеседник.

Евгения Ахмедова

Вся лента