На главкома ВСУ навострили уши
О Валерии Залужном кто-то хотел узнать побольше
Вокруг главнокомандующего вооруженными силами Украины (ВСУ) Валерия Залужного разгорелся скандал. В одном из его кабинетов было обнаружено прослушивающее устройство. Кроме того, «жучки» нашли в кабинетах ряда других сотрудников генштаба. В Службе безопасности Украины (СБУ) появившуюся информацию подтвердили и завели уголовное дело. Официальных версий о том, кто может стоять за попыткой подслушивать генерала, пока нет. Однако те, которые уже обсуждаются на Украине, одна хуже другой. Кто-то считает, что слежка за главнокомандующим — дело рук российской разведки, но тогда это грандиозный провал украинских спецслужб. Другие полагают, что заказ на прослушку идет откуда-то сверху, тогда это украинский «Уотергейт». И в этом случае конфликт между президентом Владимиром Зеленским и господином Залужным, о котором писали украинские и западные СМИ, может заиграть новыми красками.
Развели «жучков»
В воскресенье вечером, 17 декабря, украинские СМИ взорвали информационную бомбу: в кабинетах Валерия Залужного и некоторых сотрудников его аппарата были найдены прослушивающие устройства. Сообщения со ссылкой на военные источники почти сразу нашли подтверждение в Службе безопасности Украины, сообщившей о начале «уголовного производства по факту обнаружения технического устройства в одном из потенциальных мест дислокации главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного». Там подчеркнули, что «техника выявлена не непосредственно в кабинете Валерия Залужного, а в одном из помещений, которое в будущем могло использоваться им для работы».
По словам источников местных СМИ, «жучок» был установлен в новом кабинете генерала, который как раз и проверяли перед переездом в него господина Залужного.
Они также сообщили, что прослушка обнаружилась и в кабинетах нескольких других военных, в том числе личного помощника главкома Константина Бушуева. По данным журналистов, в результате находок весь персонал, имевший доступ к кабинетам генштаба, был отправлен для проверки на полиграфе.
Возникало впечатление, что в СБУ пытаются приуменьшить масштаб проблемы. В частности, там заявили, что «жучки» находились в нерабочем состоянии, а оперативно обнаружить «средства накопления информации и удаленной передачи аудиозаписей не удалось».
Другими словами, аппаратура в кабинетах присутствовала, но неизвестно, была ли она задействована.
18 декабря ситуацию прокомментировали в генштабе. Из сообщения пресс-службы следовало, что речь идет не об одном (как в сообщениях СБУ), а о нескольких устройствах, «установленных в кабинетах, предназначенных для работы главнокомандующего ВСУ и сотрудников аппарата обеспечения его деятельности».
Наконец, в понедельник своим отношением к происшедшему поделился и сам Валерий Залужный. «Скажу вам так: это то помещение, которое я должен использовать сегодня (18 декабря.— “Ъ”)»,— сказал главком, уточнив, что речь не идет о кабинете, которым он пользуется постоянно.
«У меня есть несколько мест, где я работаю. В одном из них это произошло. Давно там не был. Мы проверили и нашли»,— рассказал генерал.
Из его слов выходило, что «жучок» обнаружился все-таки не в «новом кабинете». По словам военного, «эта комната использовалась и раньше», однако, поскольку он ее давно не посещал, скорее всего, устройство было установлено специально под встречу 18 декабря. При этом господин Залужный категорически отверг вероятность причастности к инциденту кого-либо из генштаба. Впрочем, кто именно может стоять за прослушкой, главком гадать не стал. Он расценил случившееся «как войну» и допустил, что «возможно все», предложив дождаться результатов расследования. Имел ли Валерий Залужный в виду «войну» внешнюю или внутреннюю, он не уточнил.
Скандал на скандал
Официально «подозреваемых» никто пока не обозначал. Однако в обществе сразу же появилось несколько версий произошедшего. Так, довольно быстро родилась теория о причастности к прослушке Москвы.
Списать случившееся на происки российской разведки, возможно, было бы и заманчиво, однако такой вывод автоматически поднимал вопрос о компетентности украинских спецслужб.
Ко второй годовщине полномасштабных боевых действий допустить, что по кабинетам генштаба российские агенты расхаживают как у себя дома, означало бы не просто бросить тень на собственные органы безопасности, но и спровоцировать мощный кризис.
Эта же версия в некоторой степени могла бы осложнить взаимоотношения с партнерами по НАТО. Например, президент США Джо Байден еще в июне перед июльским саммитом альянса в Вильнюсе объяснял, что одна из причин, почему не стоит торопиться с приемом Киева в блок,— сомнения в «безопасности системы» и ее соответствии «всем стандартам НАТО». Поэтому «российский след» в истории с «жучками» породил бы недоверие к Киеву со стороны западных партнеров.
Другая версия — внутриукраинское противостояние.
Примечательно, что и украинские, и западные СМИ, разбиравшие инцидент с прослушкой, не забывали напомнить о тлеющем уже несколько месяцев конфликте между политическим и военным руководством страны, или точнее — о существенных разногласиях между президентом Владимиром Зеленским и Валерием Залужным. Официальный Киев наличие споров между верховным главнокомандующим и главнокомандующим ВСУ отрицает. Однако массив публикаций об их конфликте и многочисленные разговорчивые источники, не дающие этой теме затихнуть, демонстрируют обратное.
Если дело с прослушкой примет политический оборот, то речь может пойти об украинской версии «уотергейтского скандала» 1972–1974 годов, стоившего карьеры президенту-республиканцу Ричарду Никсону из-за «жучков» в штаб-квартире Демократической партии. Сейчас напрямую никто на Украине не высказывает подозрения в адрес Владимира Зеленского. Но и нашпиговать штаб-квартиру демократов прослушивающими устройствами не было инициативой непосредственно господина Никсона, который ее, впрочем, потом всецело поддержал.
В конце ноября издание The Economist выпустило подробную статью о расколе между политическим и военным руководством Украины, в которой, в частности, высокопоставленный источник в украинском правительстве утверждал, что конфликт господ Зеленского и Залужного тлел с лета 2022 года, а к осени 2023-го резко обострился.
По его словам, «ужасными» их отношения стали после того, как в колонке и интервью для того же The Economist Валерий Залужный назвал тупиком ситуацию на фронте. С тех пор, несмотря на попытки официальных представителей Киева замять этот вопрос, подтверждения разногласий то и дело становились достоянием общественности.
Так, Владимир Зеленский публично опроверг утверждение генерала о тупике, а затем посоветовал своему военачальнику не заниматься политикой. Нередко в контексте противостояния офиса президента и генштаба всплывал и тот факт, что Валерий Залужный проходит в качестве свидетеля по давно заведенному уголовному делу о «сдаче» юга Украины российской армии весной 2022 года. По словам общавшихся со СМИ источников, статус генерала может поменяться в любой момент, а наличие его в этом деле, пусть и в качестве свидетеля, не что иное, как попытка «держать его в узде».
Идут атаки на господина Залужного и из Верховной рады. Особенно старается член пропрезидентской фракции «Слуга народа» Марьяна Безуглая, которая открытым текстом призывает к отставке главкома и не чурается в его адрес таких слов, как «обиженка». Правда, часть ее однопартийцев не одобряют ее поведения и напоминают коллеге о существовании «красных линий». В офисе президента от активности госпожи Безуглой, которая занимает пост заместителя главы комитета Верховной рады по национальной безопасности и обороне, открещиваются. Но приструнить ее почему-то не могут.
Свидетельства противостояния между президентом и главнокомандующим всплывают и в заявлениях отдельных политиков и должностных лиц. Так, мэр Киева Виталий Кличко не так давно открыто обозначил, что не доверяет Владимиру Зеленскому и полностью на стороне Валерия Залужного.
Недавно украинские СМИ со ссылкой на источники сообщили, что господин Зеленский предпочитает общаться с некоторыми командующими ВСУ в обход господина Залужного, что, по словам собеседников, мешает генералу руководить армией.
На этом фоне усилились слухи о грядущей отставке главнокомандующего. Однако, по данным СМИ, увольнять Валерия Залужного сейчас никто не собирается, поскольку в случае такого шага со стороны офиса президента есть риск превращения генерала в чрезвычайно влиятельную политическую фигуру, не связанную более должностными обязательствами. Глава Минобороны Украины Рустем Умеров 12 декабря заверил журналистов, что историю с отставкой Валерия Залужного «раскручивают и внешне, и внутренне», однако «вопрос такой не стоит». «Я всегда шучу по этому поводу с Валерием Федоровичем, говорю: “Кто на этот раз тебя увольняет?”» — сказал господин Умеров.
Вероятно, 19 декабря тему «жучков» придется прокомментировать Владимиру Зеленскому. У него на вторник назначена большая пресс-конференция по итогам 2023 года.