Спорный двор
Суд снял залог с имущества пермского порта, но признал законной его приватизацию
В борьбе за контроль над имущественным комплексом пермского порта складывается различная судебная практика. Арбитражный суд Пермского края признал незаконной сделку по передаче имущественного комплекса АО «Порт Пермь» в состав одноименного ООО в 2014 году и его залог в пользу бизнесмена Чарльза Батлера. При этом прокуратуре в апелляции не удалось обжаловать решение суда о приватизации инфраструктуры, ранее принадлежавшей государству. Надзорный орган пытался оспорить сделки 2009–2010 годов по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку имущество якобы стратегического предприятия оказалось под контролем иностранцев. Собеседники «Ъ-Прикамье» говорят, что фактически никакого стратегического значения порт уже не имеет, а его участки в центре Перми могут использоваться для городских проектов.
Арбитражный суд Пермского края удовлетворил иск Генпрокуратуры РФ о признании недействительной сделки 2014 года о внесении в уставный капитал ООО «Порт Пермь» имущества одноименного акционерного общества. Речь идет о земельных участках АО, которые в итоге были обременены залогом в пользу чешского бизнесмена Чарльза Батлера, установившего, по версии госорганов, контроль над стратегическим для обороны и безопасности страны портом. Документы о залоге были подписаны, поскольку порт получил от господина Батлера заем в размере 160 млн руб. «Придя к выводу о том, что такое незаконное отчуждение имущества стратегического предприятия противоречит основам правопорядка и нравственности, суд первой инстанции требования генеральной прокуратуры удовлетворил в полном объеме»,— сообщает телеграм-канал Арбитражного суда Пермского края.
АО «Порт Пермь» занимается добычей и реализацией нерудно-строительных материалов, а также грузовыми перевозками. Производственная деятельность общества сосредоточена в терминале в микрорайоне Заостровка. По итогам 2022 года АО отчиталось о доходе свыше 183,2 млн руб., чистый убыток общества составил 10,7 млн руб. В 2022 году решением суда по требованию ФАС 79,6% акций АО «Порт Пермь» были истребованы в пользу государства в лице Росимущества, а в этом году постановлением правительства РФ предприятие было включено в план приватизации. При этом каких-то значимых активов на балансе предприятия не числится, основные средства компании по итогам 2022 года оценивались в 31,74 млн руб.
Сейчас структуры Чарльза Батлера, а также ООО «Порт Пермь» и АО «Порт Пермь» находятся в череде судебных споров, в том числе инициированных прокуратурой. Так, надзорный орган пытался оспорить решение суда о приватизации примерно 20 земельных участков и ряда инфраструктурных объектов пермского порта. В 2009–2010 годах их получило ОАО «Порт Пермь», правопредшественник одноименного АО. Ответчиками по заявлению ведомства, помимо АО «Порт Пермь», были территориальное управление Росимущества по Пермскому краю, ООО «Порт Пермь», одноименное АО, ООО «Диджитал Порт», ООО «Порт Сити», ООО «Инвестгрупп», а также чешская компания «Далтамен, СЕ». Стоит отметить, что изначально Росимущество отказало в передаче активов обществу, но это решение было признано Арбитражным судом Пермского края незаконным.
Суд в пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам в сентябре этого года прокуратуре отказал. Он мотивировал свое решение тем, что оформление прав на земельные участки совершено в рамках действовавшего на тот момент законодательства, а также пропуском срока исковой давности. По данным «Ъ-Прикамье», в апелляционном представлении прокуратура вновь настаивала, что оспаривание решения Росимущества было частью цепочки событий, в результате которых контроль над портом установил господин Батлер. По мнению надзорного органа, порт якобы имеет стратегическое значение для обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. При этом незаконность контроля со стороны иностранного бизнесмена была установлена, в том числе и определением Верховного суда от 20 июня этого года. Эти факты прокуратура посчитала «вновь открывшимися обстоятельствами». Несмотря на это, суд апелляционной инстанции не согласился с этим и вслед за Арбитражным судом Пермского края счел, что приватизация прошла законно.
Собеседник в транспортной отрасли убежден, что фактически никакого стратегического значения активы порта уже не имеют. «Было бы смешно считать те объекты, которые сейчас cоставляют его имущественный комплекс, важными для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, особенно с учетом той разрухи, которую мы видим на территории бывшего порта,— говорит он.— Вся профильная деятельность сосредоточена на небольшом участке, занимающемся перевалкой песка и щебня, который находится в 12 км от заброшенной территории порта. Все остальное — это, по сути, большой пустырь, где расположены единичные коммерческие структуры с непонятными правами. Это позор для города».
Один из пермских строителей считает, что федеральные власти «вряд ли заинтересованы» в развитии площадки порта в центре города как объекта транспортной инфраструктуры. Он напоминает, что владельцем одной акции АО «Порт Пермь» является правительство Пермского края. Источник «Ъ-Прикамье» предполагает, что в контроле над площадкой заинтересовано именно оно. «Это может быть как девелоперский, так и инфраструктурный проект,— говорит собеседник.— Краевые власти могли бы выбрать ответственных российских инвесторов, которые бы построили на этой территории что-то полезное для города».