Цыганка на Луне
В воронежской опере поставили «Кармен»
Воронежский государственный театр оперы и балета в третий раз поставил оперу Жоржа Бизе «Кармен». Приглашенный дирижер Феликс Коробов взял академический вариант партитуры, а приглашенная режиссер Татьяна Миткалева перенесла сюжет на несколько десятков лет вперед и поставила оперу как воспоминания Хосе, убийцы цыганки.
Премьерные показы оперы Жоржа Бизе «Кармен» прошли в Воронежском театре оперы и балета на минувших выходных. Это уже третья для театра постановка о роковой цыганке: впервые за историю в 1963 году взялся дирижер Анатолий Людмилин, а спустя 20 лет в 1983 году — дирижер Виталий Васильев.
В новом спектакле за пульт встал главный дирижер Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (МАМТ) Феликс Коробов. Он уже известен по работе с местным оркестром на опере «Свадьба Фигаро» и балете «Дон Кихот». По предварительной договоренности до конца сезона господин Коробов будет дирижировать на всех показах «Кармен». Специально для Воронежа он обратился к академической редакции партитуры, чтобы не было привнесенных другими исполнителями изменений и наслоений: «Интересно ставить именно то, что написал композитор».
Но своего видения добавила московский режиссер Татьяна Миткалева (творческий псевдоним — Эрия Ахо). По ее словам, ей хотелось поставить свою историю, «не вырезая ДНК автора». «Играть оперу, действие которой происходит в Испании XIX века и которая идет на французском языке, в воронежском театре — сомнительная история»,— считает режиссер. По ее словам, во время работы над спектаклем появились образы феллиниевской эпохи (итальянский кинорежиссер Федерико Феллини начал снимать фильмы в середине ХХ века.— «Ъ»): «Это сочетание радости жизни, на фоне которой происходит трагедия».
Кроме того, Татьяна Миткалева обратилась к одноименной новелле Проспера Мериме, на основе которой и написана опера, а история оформлена как воспоминания убившего Кармен Хосе (сам спектакль начинается с попурри из главных хитов «Кармен», что сразу напоминает зрителю о сюжете и вовлекает в происходящее,— каждый хоть раз да слышал арии цыганки и тореадора). В том числе для этого введены разговорные вставки: в определенные моменты действие останавливается, артисты застывают и вместо живого пения звучат заранее записанные прозаические диалоги.
Наконец, работа в спектакле нашлась и балетной труппе: в массовых сценах присутствуют танцевальные номера, причем, по словам приглашенного хореографа Алексея Расторгуева, была задача немного «растанцевать» и артистов хора.
Неуловимо на другие современные постановки «Кармен» похожа благодаря декорациям (художник Сергей Рябов выстроил огромную трехчастную секцию, которая служит то излишне украшенной табачной фабрикой, то трибунами) и обязательной уже работой с видео (хотя нельзя не отметить эффектность проецирующейся фигуры цыганки на огромную луну).
Пожалуй, единственным серьезным немузыкальным отличием «Кармен» от других похожих спектаклей являются быки. Довольно остроумно используются декорации в виде винных бочек с головой животных, трагически тяготеет над героями фигура быка в финале. Хотя и рифма убитой Кармен с отданным на заклание быком вряд ли оригинальна.
Воронежский Никитинский театр поставил спектакль о независимости принцесс
Частный воронежский Никитинский театр на минувших выходных представил вторую премьеру на новой сцене — подростковый спектакль «Куда пропал прекрасный принц» по одноименной пьесе Марии Огневой.