Регионы переподключат к тарифам
Нескольким субъектам РФ придется скорректировать энергопланы на 2024 год
По данным “Ъ”, ФАС может заставить ряд регионов изменить тарифы на электроэнергию на 2024 год. Замечания от службы получили субъекты РФ, которые резко увеличили энерготарифы для бизнеса, но при этом не ввели лимиты льготного потребления для населения, как рекомендовало правительство. Наибольшее возмущение регулятора вызвало решение властей Иркутской области: регион жалуется на майнинг в бытовом секторе, но вместо изменения тарифов для населения вновь увеличил их для бизнеса на 19%. У ФАС есть основания для отмены тарифов Иркутской области, считают аналитики, ожидая жесткой реакции Москвы.
ФАС рассматривает возможность пересмотра новых тарифов на электроэнергию на 2024 год в ряде субъектов страны, рассказали “Ъ” несколько источников. По их словам, служба имеет претензии к регионам, которые резко увеличили тарифы на передачу электроэнергии для бизнеса, но не ввели льготные лимиты объемов потребления для домохозяйств. Как сообщал “Ъ” 2 ноября, правительство хочет обязать регионы при резком увеличении нагрузки на юрлиц переводить население на новые тарифы с учетом объемов потребления (дифференцированные тарифы). Поправки к законодательству все еще находятся в аппарате правительства, но между регуляторами и «регионами с превышением предельных уровней» была достигнута договоренность «исходить из логики проекта документа», поясняют собеседники “Ъ”. В ФАС комментариев не дали.
В России тарифы на электроэнергию для населения искусственно сдерживаются и находятся ниже экономически обоснованного уровня. Часть нагрузки регулятор перекладывает в тариф для промышленности, то есть, по сути, бизнес субсидирует население. В каждом регионе установлен предельный уровень этой субсидии. В 2022 году промышленность доплатила за население около 241 млрд руб., а в 2023 году — рекордные 294 млрд руб.
Один из собеседников “Ъ” утверждает, что ФАС может потребовать пересмотра тарифных решений в девяти регионах. Наибольшее возмущение, по сведениям “Ъ”, вызвало решение тарифного органа Иркутской области, власти которого в 2021 году просили запустить в РФ механизм дифференциации тарифов для населения из-за бурного развития серого майнинга. Однако в итоге власти региона решили оставить единый тариф для населения вне зависимости от объема потребления: для городского населения одноставочный тариф с июля 2024 года составит 1,58 руб. за 1 кВт•ч, а для сельских жителей — 1,106 руб.
Как отмечает один из собеседников “Ъ”, в Иркутской области удельное потребление электроэнергии населением составляет 4 МВт•ч на человека в год, что в три раза больше, чем во всех остальных регионах Сибири, и в четыре раза больше, чем в Москве. Часть этого потребления приходится на майнеров в бытовом секторе: нагрузка таких майнеров в регионе — около 200 МВт.
Вместо введения дифференциации тарифов для населения тарифная служба Иркутской области увеличила одноставочные тарифы на передачу электроэнергии для юрлиц во втором полугодии 2024 года сразу на 18,6%, хотя среднероссийский средний уровень индексации — 9,1% (согласно прогнозу Минэкономики).
Тариф для коммерческого потребителя на высоком напряжении составит 0,595 руб. за 1 кВт•ч, для среднего напряжения — 1,24–1,56 руб., а на низком напряжении — 2,068 руб.
В результате нагрузка на бизнес в Иркутской области существенно вырастет. Предельный объем перекрестного субсидирования в регионе (зафиксирован в постановлении правительства №1178) составляет 5,73 млрд руб. В 2023 году фактический объем субсидии для бизнеса в Иркутской области составил 7,7 млрд руб., а в 2024 году из-за принятых тарифных решений может превысить 8,03 млрд руб., подсчитал директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим. Таким образом, в 2023 году Иркутская область на 34,6% превысила разрешенный уровень субсидии, а в 2024 году — на 40%. Господин Сасим напоминает, что в 2023 году правительство в качестве исключения разрешило регионам превышать предельные уровни, но в 2024 году они больше не имеют права так поступать.
Формальным поводом для отмены решения тарифного органа Иркутской области может стать превышение фактической величины перекрестного субсидирования над предельно допустимой по постановлению №1178, говорит Сергей Сасим. При отмене решения в регионе начинают действовать предельные минимальные тарифы, утвержденные для региона, а разница между ранее установленными тарифами и предельными минимальными компенсируется из регионального бюджета, напоминает он. Господин Сасим считает, что количество отмененных решений «будет зависеть от поведения федерального регулятора». «Дифференциация тарифа для населения — не самое комфортное решение для региона, но оно гораздо более приемлемо, чем бюджетная ответственность,— полагает он.— Если ФАС не применит решительных мер по отмене решений подобного рода, то отказ от дифференциации рискует стать массовым явлением». Тарифная кампания в России завершится только в конце декабря: по оценкам аналитиков time2save, тарифы на передачу электроэнергии для юрлиц установили пока только 25 субъектов РФ.