Единогласное одобрение
Депутаты заксобрания Новосибирской области на очередной 40-й сессии 19 декабря приняли в окончательном чтении закон о региональном бюджете на 2024 год. Доходы и расходы области на будущий год увеличиваются на 11,1 млрд руб. и 14,1 млрд руб. соответственно, дефицит увеличен на 3 млрд руб. На федеральном уровне Новосибирской области предусмотрено почти 30 млрд руб. межбюджетных трансфертов.
Законопроект о бюджете Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов принят на 40-й сессии законодательного собрания в третьем чтении. Доходы бюджета региона на 2024 год утверждены в размере 11,1 млрд руб., расходы — 14,1 млрд руб., дефицит — 42,4 млрд руб.
К рассмотрению документа во втором чтении поступило 330 поправок, в том числе от губернатора Новосибирской области — 281 поправка, от комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности — 49 поправок, сообщил председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Федор Николаев.
По оценке первого заместителя председателя Государственной думы Российской Федерации Александра Жукова, региону предоставлено межбюджетных трансфертов в объеме около 30 млрд руб. «Доходы регионального бюджета растут, и область становится самодостаточной»,— подчеркнул он. Из этой суммы в 2024 году 13,4 млрд руб. предусмотрены на межбюджетные трансферты местным бюджетам, на решение вопросов местного значения направят 9,5 млрд руб., 5,3 млрд руб. запланированы на приведение в нормативное состояние объектов дорожного хозяйства, 1 млрд руб. — на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В будущем году с учетом региональных мер поддержки продолжится реализация важных для региона крупных инфраструктурных объектов. К примеру, СКИФ, реконструкция аэропорта Толмачево, строительство кампуса мирового уровня в Новосибирском государственном университете. «Наша с вами задача — проконтролировать, чтобы все средства из федерального бюджета дошли до конечного получателя, и все, что запланировано, было выполнено»,— подчеркнул Александр Жуков.
Кроме того, дополнительно 1,3 млрд руб. направят на программу комплексного развития сельских территорий, 829 млн руб. — на модернизацию первичного звена здравоохранения в селах, 763,4 млн руб. — на обеспечение населения чистой питьевой водой, модернизацию систем водоснабжения и водоотведения (с учетом первого и второго чтений — 5 млрд руб.). В поправках учтено повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, на что предусмотрено 6,3 млрд руб. в 2024 году, 5,1 и 5,5 млрд руб. в плановом периоде 2025–2026 годов.
Также среди поправок были названы средства на реализацию новых инвестиционных проектов (572,3 млн руб.), на приобретение транспортных средств для Новосибирска (462,7 млн руб.), на организацию благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов, территорий общего пользования (349 млн руб.) и др.
Как сообщил глава бюджетного комитета, отклонена только одна поправка — депутата Вячеслава Илюхина, который предложил исключить из областного бюджета на 2024 год финансирование строительства инфекционной больницы, семи поликлиник и шести школ в городе Новосибирске, реализуемых по принципу государственно-частного партнерства. Федор Николаев отметил, что по итогу заседания рабочих групп комитета сформирована рекомендация правительству области в первом квартале 2024 года представить в комитет информацию о принятых решениях по реализации действующих соглашений ГЧП и концессий с учетом выполнения частным партнером сроков строительства, повышения стоимости объектов и удорожания кредитных ресурсов.
Депутат Николай Мочалин напомнил постановление предыдущей сессии законодательного собрания — включить не выполненные в 2022 и 2023 годах наказы в бюджет 2024 года. Отмечается, что вопрос будет рассмотрен на заседаниях комиссии по наказам и бюджетного комитета.
За принятие областного бюджета и во втором чтении, и в третьем, окончательном, чтении региональный парламент проголосовал единогласно.
«Единогласное голосование — это показатель того, что бюджет отработан на сто процентов, все решения приняты. Главное сегодня — это помочь людям. И в первую очередь нашим ребятам, которые сражаются в боях СВО, их семьям, родителям. На каждой сессии вносятся новые предложения. Разработан целый ряд законов по социальной поддержке участников специальной военной операции, их семей. Должен сказать, что мы в Сибирском федеральном округе в этом плане на первых позициях. На меры социальной поддержки направляются необходимые суммы, и слава богу, что наш бюджет способен это все делать»,— подчеркнул спикер заксобрания Андрей Шимкив.
Поддержка своих
Депутаты законодательного собрания Новосибирской области на 39-й сессии приняли ряд региональных законов, поддерживающих участников специальной военной операции. Так, законом Новосибирской области «О единовременной денежной выплате на обеспечение условий доступности для инвалида жилого помещения» предусмотрена мера поддержки участников специальной военной операции, ставших инвалидами. Поддержка предусмотрена для людей, передвигающихся на кресле-коляске, и включает единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения — 1 млн руб., а также на приспособление жилплощади для инвалида — на сумму не более 500 тыс. руб. Власти сообщили, что на сегодняшний день в области уже зарегистрированы 19 человек, заявивших о потребности в данной мере поддержки.
Принят региональный закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по предоставлению единовременной денежной выплаты на обеспечение условий доступности для инвалида жилого помещения». На эту цель бюджетам муниципальных районов и городских округов Новосибирской области будет предоставлено финансовое обеспечение путем предоставления субвенций из областного бюджета.
Депутаты также утвердили закон Новосибирской области «О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, участников специальной военной операции и членов семей погибших участников боевых действий». Документ распространяет меры социальной поддержки на лиц, имеющих специальные звания полиции, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в случае их увольнения со службы, а также на членов их семей в случае их гибели (пропажи без вести в ходе боевых действий), если указанные лица являлись участниками боевых действий.
В числе оснований увольнения, которые дают право на эти меры поддержки, — выслуга лет, достижение предельного возраста, состояние здоровья, сокращение занимаемой должности, нарушение условий контракта уполномоченным руководителем. Положение о единовременном денежном пособии родителям и вдовам погибших в ходе военных действий служащих войск национальной гвардии распространяется на правоотношения начиная с 5 апреля 2016 года — с даты создания нацгвардии, уточнил председатель комитета по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения Игорь Гришунин. Закон также предусматривает полномочия правительства Новосибирской области по установлению дополнительных мер социальной поддержки участников специальной военной операции и членов семей погибших участников СВО.
Все принятые на сессии законы вступают в силу с 1 января 2024 года.
Аграрный вопрос
На сессии депутатами заксобрания Новосибирской области поддержано обращение рязанской областной думы в Министерство транспорта Российской Федерации о необходимости внесения изменений в нормативные правовые акты РФ, регулирующие получение специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам крупногабаритной и тяжеловесной сельскохозяйственной техники.
«Обращение рязанской областной думы в Министерство транспорта Российской Федерации касается темы, которая важна для всех субъектов Российской Федерации, в том числе и для Новосибирской области,— отметил в своем докладе вице-спикер регионального парламента Владимир Карпов.—Она касается специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам крупногабаритной и тяжеловесной сельскохозяйственной техники. Подготовлено положительное постановление законодательного собрания. Есть предложение принять его».
Согласно тексту обращения рязанской областной думы, политика импортозамещения правительства РФ требует увеличения производства отечественной продукции. Сельхозпредприятия Рязанской области используют сельскохозяйственную технику (зерновые и силосные комбайны, косилки, грабли, трактора, погрузчики, посевные агрегаты, почвообрабатывающую технику), ширина которой составляет от 3,5 м при допустимых габаритах транспортного средства, установленных в Российской Федерации, в 2,6 м.
«В случае движения крупногабаритной сельскохозяйственной техники (комбайн, трактор) своим ходом в период с марта по ноябрь (включительно) в пределах одного муниципального образования специальное разрешение выдается на движение такой техники по определенному маршруту на срок до девяти месяцев»,— сказано в тексте обращения. При этом если требуется провести в полях внеплановые работы, то получение разрешения на выезд каждого транспортного средства ведется в заявительном порядке, требует затрат времени и уплаты государственной пошлины в размере 1,6 тыс. руб. А если одна единица техники при этом совершит до 20 и более поездок в день, а машинно-тракторный парк составляет до 200 единиц, таких разрешений потребуется множество. Аналогичная ситуация, как сказано в тексте обращения рязанской областной думы, складывается и при прохождении маршрута сельскохозяйственной техники через территории нескольких муниципальных образований.
В этой ситуации рязанская областная дума предлагает Министерству транспорта Российской Федерации: исключить требование выдачи разрешений на движение своим ходом крупногабаритной сельскохозяйственной техники (комбайн, трактор) в пределах одного муниципального района или округа; определить участки автомобильных дорог, по которым осуществляется пересечение автодороги крупногабаритной и тяжеловесной сельскохозяйственной техникой в целях переезда с одного поля на другое; оформлять разрешения на проезд прицепной негабаритной техники без привязки к трактору либо с возможностью прописать несколько единиц тракторов хозяйства в данном разрешении; обустраивать элементы дорог, обеспечивающих доступ сельскохозяйственной техники к сельскохозяйственным угодьям, при планировании и строительстве автомобильных дорог.
По словам председателя заксобрания Новосибирской области Андрея Шимкива, проблема актуальна и для Новосибирской области и поэтому требует решения.
Спортивный субъект
Депутаты в двух чтениях приняли законопроект о поправках в статью 14 закона Новосибирской области «О физической культуре и спорте в Новосибирской области». Документ предусматривает дополнительное материальное обеспечение спортсменов и их тренеров. По словам министра физической культуры и спорта Новосибирской области Сергея Ахапова, проект закона разработан в соответствии с поручением президента России от 16 августа 2023 года. «Во-первых, изменения касаются выплаты призов в денежной форме спортсменам и тренерам. Второе — в части выплаты ежемесячной стипендии спортсменам. Дополнительных средств на этот год не потребуется. Предложения по увеличению бюджетных ассигнований в 2024 году включены в проект закона Новосибирской области об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов», — пояснил Сергей Ахапов.
Заместитель председателя комитета законодательного собрания Новосибирской области по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике Евгений Подгорный сообщил, что принятие проекта закона обусловлено необходимостью поддержки спортсменов и тренеров, обеспечивающих спортивную подготовку чемпионов, которые не имеют возможности участвовать в международных соревнованиях, а также для повышения статуса региона как спортивного субъекта России.