Дефицит всем дорог
Нехватка рабочих рук в 2024 году увеличит расходы компаний не только на них
По оценкам топ-менеджеров и HR-специалистов российских компаний, обеспечение компаний кадрами может стать одной из главных задач бизнеса на следующий год. При этом опрошенные различными консалтинговыми и кадровыми компаниями респонденты считают, что решить ее можно с помощью увеличения расходов компаний как на наем новых, так и на удержание текущих сотрудников. В результате, по оценкам экспертов, рост зарплат работников в следующем году, скорее всего, обгонит уровень инфляции.
По итогам 2023 года дефицит кадров оказался одним из главных препятствий для развития бизнеса, заявляют в российских компаниях. По оценкам как топ-менеджеров, так и HR-специалистов, в следующем году эта проблема сохранится и решать ее придется с помощью роста фонда оплаты труда, расширения работы рекрутеров и вложений в бренд работодателя. Согласно исследованию HR-Tech компании «Поток», в этом году с дефицитом кадров столкнулась большая часть (88%) опрошенных ею компаний, в особенности представители крупного бизнеса (93%). Из-за дефицита работников и роста аппетитов соискателей 13% компаний остановили подбор кадров на некоторые из позиций, а 2% и вовсе отказались от поисков. По альтернативным оценкам hh.ru, чаще всего с этим сталкивались компании из сфер FMCG (79%), добычи и переработки полезных ископаемых (77%) и гостинично-ресторанного бизнеса (77%).
По данным же опроса консалтинговой компании Kontakt InterSearch Russia, помимо линейных позиций на рынке отмечают и нехватку топ-менеджеров — об этом заявили в 74% опрошенных компаний, причем большая часть из них пожаловалась не на количественный, а на качественный дефицит руководителей (45%).
Закрытие позиций у 73% компаний-респондентов заняло дольше обычного срока, особенно сложно пришлось крупным (79%), в секторе МСП же на удлинение сроков закрытия таких вакансий жаловались 63% предприятий. Была и малая доля тех, у кого процесс найма в прошедшем году ускорился (6%). Схожие оценки дает и hh.ru — по их данным, три из четырех компаний в 2023 году столкнулись с ростом сроков найма. 70% заметили существенное увеличение сроков — на 6–10 дней, 5% — на 2–5. Только у каждой десятой компании (15%) сроки найма остались на уровне прошлых лет. Кроме того, более трети (37%) всех работодателей отметили увеличение текучести кадров, а еще 30% — снижение лояльности персонала.
Как следует из результатов опроса Kontakt InterSearch Russia, почти две трети топ-менеджеров (60%) ожидают, что удержание и мотивирование лучших кадров останется одним из главных вызовов для бизнеса на следующий год. Схожим образом ситуацию оценивают и HR-специалисты — 82% считают, что удержание сотрудников будет главной задачей для кадровых департаментов, 76% называют ей поиск новых работников.
Как отмечает замдиректора Центра трудовых исследований Ростислав Капелюшников, эти ожидания могут оправдаться — уровень безработицы в РФ останется низким, если экономика страны будет расти.
«Впрочем, прогнозировать параметры этого роста мы сейчас не можем»,— напоминает он. В то же время, говорит эксперт ЦМАКП Игорь Поляков, часть секторов российской экономики может сократить численность занятых за счет внедрения автоматизации. «Благодаря этому высвободится часть сотрудников, и по году средний уровень безработицы может составить 3,2–3,5%»,— отмечает он. Впрочем, этот эффект может быть уравновешен падением производительности из-за перехода компаний на менее эффективное оборудование в процессе «адаптации» экономики — и его компенсацией за счет расширения найма.
Пока главным инструментом борьбы с кадровым дефицитом опрошенные признают увеличение зарплат и связанных с наймом расходов — о таких планах заявили 65% опрошенных. Эксперты оценивают такие планы как реалистичные — так, по данным ЦМАКП, прирост зарплат в следующем году может составить 1,3–1,6% в реальном выражении, что, впрочем, будет ниже показателя этого года. По словам Ростислава Капелюшникова, зарплаты также «будут активно расти, обгоняя уровень инфляции». В числе других популярных инструментов работы с кадровым кризисом оказались инвестиции в бренд работодателя — вкладываться в него будут 45% опрошенных. «На текущем рынке кандидата HR-бренд превращается в элемент экономики подбора. Белые воротнички перебирают офферы. Работодатель со слабым брендом и негативными отзывами в соцсетях получает значительно меньше откликов и теряет лояльность сотрудников»,— говорит управляющий партнер HR-холдинга Ventra Екатерина Карабанова. Кроме того, по данным hh.ru, часть работодателей также готова обеспечивать сотрудникам гибкие условия труда, в том числе предлагать удаленную работу (45%).