Специальное стало рутинным
Россияне перестали бояться спецоперации
Уровень тревоги граждан России в уходящем году упал в два раза и почти вернулся к значениям 2021 года, в первую очередь за счет «рутинизации» страхов, связанных со специальной военной операцией (СВО). К такому выводу пришли авторы очередного доклада в рамках «Национального индекса тревожностей. КРОС», подготовленного одноименной коммуникационной компанией. Место военных страхов потихоньку заполняют «житейские» — например, из-за природных катаклизмов и ограничения абортов.
Суммарный индекс тревожности по итогам 2023 года составил 11,8 тыс. «медиаюнгов», подсчитали авторы доклада: это на 45% меньше, чем в 2022-м, когда на фоне СВО показатель «взлетел» до 21,4 тыс., и сопоставимо с результатом последнего «пандемийного» года (9,8 тыс. в 2021-м). Причиной столь серьезного «охлаждения» общества стали «привыкание к новым реалиям и рутинизация темы СВО в медиа», говорится в докладе.
Напомним, КРОС ранжирует тревожности россиян на основе анализа новостей СМИ («медиаиндекс»), а также постов и комментариев в соцсетях («соцмедиаиндекс»). Их среднее арифметическое — это суммарный индекс, который показывает масштаб «информационной волны».
Эксперты отмечают, что свидетельством тенденции можно считать резкое падение тревожности в Москве и Санкт-Петербурге — сразу в пять раз.
Жители северной столицы «остыли» настолько, что город впервые опустился на шестое место в списке «наиболее встревоженных» субъектов РФ, где неизменно занимал второе место после Москвы. Сама столица, впрочем, первенство сохранила. На второе место в 2023 году вышла Белгородская область, третьим оказался Севастополь.
Тревожность, связанная с ходом СВО, снизилась и в целом по стране: если в прошлом году она входила в тройку основных страхов сразу в 83 субъектах, то сейчас — только в 52. А количество регионов, где военные опасения заняли первое место, сократилось еще сильнее — с 70 до 33.
Однако близость к фронту по-прежнему является ключевым фактором, определяющим общий уровень тревожности в конкретном субъекте.
Так, помимо уже перечисленных, в число самых «встревоженных» вновь вошли «прифронтовые» Брянская и Курская области (четвертое и девятое места соответственно) и впервые — Крым и Ростовская область (пятое и восьмое). Более того, на седьмом месте расположился Краснодарский край. Напомним, с 19 октября 2022 года во всех этих регионах введен средний уровень реагирования.
Наиболее волнующей темой для жителей «прифронтовых» субъектов остаются диверсии: они лидируют среди самых главных тревог в Крыму и Севастополе, Брянской и Курской областях, а в Белгородской области опережают ближайший страх, связанный с ростом цен, сразу в пять раз. В целом диверсии остаются страхом номер один в 15 субъектах. Еще в 13 регионах лидируют природные катаклизмы — пожары и наводнения.
По данным авторов доклада, в ряде случаев в тройку главных страхов попали специфические — нападения бродячих собак (18 регионов), отравления кишечными инфекциями и алкоголем (14) и законодательные инициативы в отношении абортов (10).
Последняя тема серьезно взволновала жителей Кабардино-Балкарии, Курской, Новосибирской, Архангельской и Липецкой областей (3-е место в региональном топе), Нижегородской, Калининградской, Тверской и Псковской областей (2-е место), а Мордовии и вовсе вышла на 1-е место.
«Регионы возвращаются к более житейским тревогам, причем многие из них имеют географическую привязку,— говорит директор по аналитике КРОС Андрей Лебедев.— В Сибири и на Дальнем Востоке людей тревожили пожары, на юге страны — наводнения. Безусловно, они были и в прошлом году, но не так часто попадали в топ, который был занят темами СВО». Также из числа актуальных тревожностей «практически ушли» санкции и частичная мобилизация, тогда как в прошлом году они порождали серьезный страх, констатируют авторы.
В десятку «самых невозмутимых» регионов по итогам 2023 года вошли Кабардино-Балкария, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Калмыкия, Еврейская автономная область, Чукотка, а также Магаданская, Тамбовская и Амурская области.
Гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров согласен с тем, что в медиаповестке произошла «рутинизация» СВО. «Но что такое "рутинизация"? Это когда новость "перепродана". Она важна, она не может не быть важной, но откликаются на нее уже не так активно в силу насыщения, привыкания»,— объясняет он. По словам социолога, о том, что тревожность, связанная с СВО, «никуда не девается», говорит горизонт планирования граждан: как он резко сократился в феврале 2022 года, так до сих пор и не восстановился. «Судя по опросам, люди все еще не могут принимать долгосрочные решения и не знают, что будет буквально через несколько месяцев»,— говорит господин Федоров.
Он также отмечает, что в уходящем году уровень тревожности россиян менялся по синусоиде. «Было несколько явных всплесков: весной — налеты БПЛА, летом — контрнаступление ВСУ и мятеж Пригожина, в августе — падение рубля. Это были серьезные вызовы, однако по резонансу они, конечно, не сопоставимы с тем, что мы видели в феврале—марте 2022-го. И, как сейчас видно, в целом озабоченность постепенно падала»,— резюмирует гендиректор ВЦИОМа.