Танкеры к осмотру
Вашингтон ввел санкции против трейдеров российской нефти
США пытаются укрепить потолок цен на российскую нефть, исполнение которого сильно пошатнулось в последние полгода. Вашингтон 20 декабря ввел санкции против трейдеров из Гонконга Bellatrix и Covart, Voliton из ОАЭ, а также Sun Ship Management, управляющей переданными нефтяными танкерами «Совкомфлота». Множество подобных прежде малоизвестных трейдеров начали торговлю российской нефтью весной 2022 года после введения санкций. Собеседники “Ъ” считают, что теперь этих трейдеров, оказавшихся в SDN-листе, сменят новые таинственные игроки.
Минфин США ужесточил санкции против «малоизвестных нефтетрейдеров с непрозрачной структурой собственности», которые работают с российской нефтью после начала боевых действий на Украине. В SDN-лист попали гонконгские компании Bellatrix Energy и Covart Energy, а также Voliton DMCC из ОАЭ.
Крупнейшей из них является Bellatrix, которая стала работать с российской нефтью только в мае 2022 года, но быстро стала одним из наиболее значительных продавцов сырья российского происхождения.
Санкции запрещают любые сделки с компаниями, попавшими в SDN-лист.
До весны 2022 года основные операции с российской нефтью вели крупнейшие международные трейдеры, такие как Trafigura, Vitol и Glencore, но на фоне санкций они постепенно отказались от сотрудничества с российскими нефтекомпаниями. Последние также были вынуждены перенаправить сырье с европейского на азиатский рынок. В условиях санкций на российские нефтяные госкомпании на смену известным трейдерам в операции с российской нефтью пришли компании с неизвестными собственниками, зарегистрированные в «дружественных» юрисдикциях. Лишь ЛУКОЙЛ на фоне санкций сохранил торговлю через своего крупнейшего трейдера Litasco, но через созданное в ОАЭ подразделение Litasco Middle East. Параллельно с появлением новых трейдеров стал расти серый флот танкеров — судов, зарегистрированных на малоизвестные компании в таких юрисдикциях, как Гонконг или ОАЭ,— который постепенно занимал все большую долю в перевозках российской нефти.
Bellatrix преимущественно продавала на внешние рынки продукцию, приобретенную у «Роснефти», но в последнее время активность трейдера резко упала. В сентябре, по данным “Ъ”, Bellatrix осуществила операции по более чем 20 грузам нефти и нефтепродуктов из РФ, но в ноябре—декабре число отгрузок стало минимальным. Только с середины июня 2023 года зафрахтованные Bellatrix суда совершили более 150 заходов в порты России, отмечается в сообщении Минфина США.
Covart и Voliton начали торговать российским сырьем сравнительно недавно — в мае и июне 2023 года соответственно. Собеседники “Ъ” считают, что российским игрокам не составит труда заменить этих посредников, так как «используется целая сеть агентов, которых возможно задействовать на случай санкций».
В SDN-листе оказалась и эмиратская Sun Ship Management, которой крупнейшая судоходная компания РФ «Совкомфлот» после введения западных санкций передала десятки танкеров. Поводом для введения американских санкций стало то, что судно Sun Ship — SCF Primorye — участвовало в перевозке нефти, проданной выше введенного Западом потолка цен на нефть в $60 за баррель. Запрет на заключение сделок с Sun Ship будет действовать с 19 марта 2024 года. В «Совкомфлоте» не ответили на запрос “Ъ”. При этом в октябре «Совкомфлот» начал переводить танкеры из управления Sun Ship в новую дубайскую компанию Oil Tankers SCF MGMT FZCO.
Большинство трейдеров, которые торговали российской нефтью в конце 2022 года, исчезли с рынка, и таким же образом пострадавшие компании будут заменены на новые, отмечает Виктор Катона из Kpler.
Наибольшие проблемы возникнут у «Совкомфлота», так как Sun Ship Management стала временным решением для ее флота по мере перебазирования деятельности с Кипра в ОАЭ. Теперь, вероятно, придется переоформлять флот на новую компанию, отмечает эксперт. Санкции не окажут серьезного воздействия на рынок, так как с российской нефтью работают десятки трейдеров и другие компании заменят попавших под санкции, согласен Сергей Кондратьев из Института энергетики и финансов. Но интенсивность введения санкций выросла в последние месяцы, это давит на рынок, считает эксперт: «Мы уже видим рост дисконта для Urals к Brent — сейчас он составляет $17–18 за баррель (на базисах CIF в Европе), тогда как в октябре — $10–11».
Минфин США также обновил руководство по применению потолка цен на российскую нефть, который призван был снизить доходы РФ от торговли сырьем. Его синхронно стали применять ЕС и США с 5 декабря 2022 года, запретив своим компаниям предоставлять финансовые, шипинговые и страховые услуги для перевозки российской нефти, проданной по цене выше $60 за баррель. Однако в последние полгода российские нефтекомпании смогли преодолеть эти ограничения, и Urals стабильно торговалась выше этого уровня. Теперь Минфин США требует от поставщиков услуг получать подтверждение соблюдения потолка от своих контрагентов каждый раз, когда они загружают или отгружают российскую нефть. Трейдеры обязаны предоставлять документы по сделкам в течение 30 дней, в противном случае это будет рассматриваться как нарушение санкций.