Оборот рублей и рупий с оговорками
Российско-индийской торговле обещают объемы в половину российско-китайской к 2030 году
Товарооборот РФ и Индии к 2030 году может достичь $100 млрд — половины нынешнего с Китаем, предполагают аналитики Русско-азиатского делового совета (РАДС). По их оценкам, российский экспорт в Индию может вырасти с $32,5 млрд в 2022 году до $72–95 млрд в 2030-м, импорт за этот же период — с $2,5 млрд до более чем $20 млрд. Рост экспорта будет во многом обеспечен энергоносителями, импорта — расширением ввоза фармацевтической и химической продукции. Впрочем, для наращивания торговли странам придется решить имеющиеся проблемы — от логистических ограничений до сложностей с проведением финансовых расчетов.
Экспорт российской продукции в Индию, который до начала военной операции РФ на Украине был незначительным, из-за вызванной санкциями переориентации поставок «на восток» на горизонте ближайших лет будет лишь увеличиваться, прогнозируют в РАДС (АНО, специализирующаяся на консалтинге в вопросах деловых отношений со странами Азии). Тенденция зафиксирована в новом докладе организации «Российско-индийские торгово-экономические отношения». По подсчетам аналитиков, в денежном выражении поставки российских товаров в Индию могут вырасти примерно в 2,5 раза, с $32,5 млрд в 2022 году до $72–95 млрд в 2030-м.
Основной вклад в расширение экспорта внесут энергоносители (см. график). Поясним, с февраля 2022 года Индия стала одним из крупнейших покупателей российских нефти и угля. Спрос на них в стране в ближайшие годы будет расти, что подтверждают, например, аналитики МЭА (см. “Ъ” от 20 декабря). Среди других категорий товаров, которые могут обеспечить увеличение экспорта,— удобрения, машины и оборудование, продукция деревообрабатывающей промышленности, а также черные и цветные металлы.
Российский же импорт из Индии вырастет с $2,5 млрд в 2022 году до более чем $20 млрд в 2030-м.
Предполагается, что в ближайшие годы расширять присутствие на российском рынке будут индийские фармкомпании, поставщики продукции химической промышленности (продуктов неорганической химии, красок, лаков, эфирных масел и нуклеиновых кислот), а также морепродуктов.
В двусторонней торговле российский экспорт всегда превышал индийский, но сейчас аналитики фиксируют особенно заметное увеличение торгового дисбаланса в пользу России. Отчасти происходящее может объясняться уходом с российского рынка некоторых крупных индийских компаний, опасавшихся попасть под вторичные санкции. Как отмечают в РАДС, торговый дисбаланс с сильным перекосом в сторону РФ объясняет и отказ сторон активно использовать при расчетах рупии.
Напомним, для расчетов в нацвалютах крупные российские банки открыли в Индии счета «востро», по которым на территории страны можно проводить операции в рупиях и конвертировать их в рубли. При этом поступление рублей в уполномоченные индийские банки могут обеспечить лишь местные экспортеры, средств у которых, как видно из объемов поставок, меньше, чем нужно (см. “Ъ” от 27 апреля).
В РАДС отмечают, что «на фоне роста объема рупий на счетах ведущих российских финансовых и энергетических компаний» роста российских инвестиций в Индию сейчас не фиксируется.
Проводить расчеты за поставки в долларах не может РФ (из-за санкционных ограничений), в юанях — не хочет Индия (из-за напряженных отношений с КНР). Аналитики отмечают, что способствовать решению проблемы с расчетами (более активному использованию в них рупии) могло бы расширение импорта товаров из Индии, которое, по их оценкам, упирается среди прочего в проблемы с логистикой. Речь идет, например, о пока не достроенном участке коридора «Север—Юг» — железной дороге из иранского Решта в азербайджанскую Астару, запуск которой должен ускорить и удешевить перевозку грузов. Напомним, участок рассчитывают достроить к 2025 году. Еще одну проблему, которая может помешать расширению двусторонней торговли, в РАДС видят в недостаточной информированности российского бизнеса об индийском рынке — и наоборот.