В самой концессии пути

Чусовской мост могут достроить силами старого подрядчика

Краевые власти склоняются к варианту достройки Чусовского моста в рамках действующего концессионного соглашения, не исключил вчера губернатор Прикамья Дмитрий Махонин. Строительство ведут «Пермская концессионная компания» и крупнейший федеральный подрядчик «Стройтрансгаз». Однако уже год работы на объекте фактически заморожены, что дало повод властям рассматривать вариант с расторжением договора концессии. По данным «Ъ-Прикамье», краевые власти консультировались с федеральными коллегами, которые настаивают на работе по действующей модели строительства.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Региональные власти продолжают работать с генподрядчиком реконструкции Чусовского моста — АО «Стройтрансгаз». Самое простое, но сложное — это достроить мост с действующим подрядчиком, сказал вчера губернатор Пермского края Дмитрий Махонин на встрече с руководителями региональных СМИ. «Будем надеяться, что все-таки „Стройтрансгаз“ найдет в себе мотивацию завершить этот объект до конца»,— заявил губернатор.

«Идет юридическая работа и очень тяжелые переговоры. Очень тяжелые. И эта работа ведется уже два месяца практически в ежедневном режиме. Там команда поменялась. Предыдущая хотя бы строила. Сейчас с командой проходят какие-то следствия и нюансы. А мы получили то, что получили»,— поделился глава региона. Он добавил, что за время реализации проект существенно подорожал, поэтому планируется привлечь на достройку моста федеральные средства.

В АО «Стройтрансгаз» от комментариев отказались.

Концессионное соглашение по Чусовскому мосту было подписано в 2017 году. Концессионером выступило ООО «Пермская концессионная компания» (ПКК), генподрядчиком было выбрано АО «Стройтрансгаз» (СТГ), которое, как считается, контро­лирует ПКК. Соглашением было предусмотрено, что рядом с открытым в 1996 году старым мостом построят еще один, новый переход, а старый мост отреставрируют и вновь пустят по нему движение.

Новый мост был введен в эксплуатацию в конце декабря 2022 года, после чего старый сразу закрылся на ремонт. В общей сложности с 2018 года, когда началось строительство нового моста, инвестиционные платежи ПКК составили 10,9 млрд руб. Из них 6,6 млрд руб. было направлено из федерального бюджета, 3,2 млрд руб.— из краевой казны, оставшиеся средства были привлечены из внебюджетных источников.

Однако реконструкция долго не начиналась из-внутренних споров СТГ с субпод­рядчиком работ. В конце августа стало известно, что из-за очередного отставания работ от графика власти региона готовятся предъявить ПКК штрафные санк­ции. Также обсуждался вариант с расторжением концессии.

Источник, знакомый с ситуацией, рассказал «Ъ-Прикамье», что в конце ноября этого года делегация правительства края была в Росавтодоре, где обсуждалась ситуация с Чусовским мостом. Федеральные и краевые чиновники не смогли найти вариант безболезненного расторжения концессионного соглашения с ПКК.

Ситуация осложняется тем, что на счете ПКК находится чуть более 3 млрд руб. средств федерального бюджета, которые поступили обществу в виде аванса оплаты работ на объекте в 2023 году. Без их возврата в бюджет расторжение невозможно, считает собеседник. Добровольно концессионер якобы не согласен вернуть деньги, возможен вариант компенсации средств через вскрытие банковской гарантии.

Связаться с представителем ПКК «Ъ-Прикамье» не удалось.

Впрочем, другой источник в подрядной отрасли уверяет, что край прорабатывает возможность расторжения концессии через суд.

Для краевых властей важно завершить строительство, объясняет собеседник в дорожной отрасли. «Федерация просто не даст средства на третий, если в регионе будет долгострой в виде аналогичного объекта через Чусовую»,— пояснил он.

Депутат заксобрания Вероника Куликова (фракция СРЗП) считает вариант с достройкой моста действующим подрядчиком вынужденным. «Мы с коллегами по партии не раз призывали власти Перми и края с осторожностью относиться к использованию механизма концессии при строительстве важных социальных объектов. Считаю, что из этой ситуации региональные власти должны сделать серьезные выводы. Она наглядно показала, что механизм концессии не бесспорен, а концессионные соглашения в первую очередь защищают интересы подрядчика. В итоге край и его жители становятся „заложниками“ концессионера, интересы которого страдают в последнюю очередь»,— утверж­дает депутат.

Экс-председатель комитета заксобрания Пермского края по развитию инфраструктуры Антон Удальев полагает, что региональным властям проще завершить проект с действующим генподрядчиком, чем достраивать мост самостоятельно. «На переправе коней не меняют. „Стройтрансгаз“ — долгосрочный партнер и ключевой участник проекта. И если расторгнуть с ним контракт, то многие процессы (организация работ на площадке, логистика) придется выстраивать заново. И это займет гораздо больше времени, чем урегулирование разногласий с существующим генподрядчиком»,— считает эксперт.

Константин Кадочников

Вся лента