«Не надо обозначать министра как какого-то злодея»

Глава минздрава Татарстана заявил, что «не противник абортов»

Татарстан не будет запрещать проведение абортов в частных клиниках, однако республика готова к этому, если такое решение примут на федеральном уровне. Об этом заявил министр здравоохранения Татарстана, отвечая на вопрос «Ъ-Казань». В прошлом году, по его словам, частные центры в регионе провели почти две трети всех абортов по желанию женщины. Но в этом году часть клиник отказалась от лицензии на такие манипуляции. При этом министр добавил, что и некоторые государственные клиники в Татарстане по решению коллективов принципиально не проводят прерывание беременности в случае отсутствия медицинских показаний.

Министр здравоохранения Татарстана Марсель Миннуллин

Фото: rais.tatarstan.ru

Власти Татарстана готовы к запрету абортов в частных клиниках, если такой закон примет Госдума. Об этом в среду на пресс-конференции сообщил министр здравоохранения республики Марсель Миннуллин. «Примут решение, что вообще прекратить аборты в частных центрах, мы тоже примем это»,— сказал он, отвечая на вопрос «Ъ-Казань». Без решения на федеральном уровне министерство здравоохранения Татарстана вводить запреты не планирует, добавил он.

«Я не противник абортов и не противник частных центров. Не надо обозначать министра как какого-то злодея»,— заявил Марсель Миннуллин.


По словам министра, аборты по медицинским показаниям сейчас выполняются «только в технологичных государственных медцентрах», поскольку для женщин могут наступить «очень серьезные последствия, если это неправильно выполнено». На частные клиники приходится 65% из 5,8 тыс. абортов, сделанных в 2022 году по желанию женщины. «Если бы из этих 5,8 тысячи женщин хотя бы 50% сохранили беременность, сколько бы родилось детишек?» — задался вопросом министр.

Напомним, что в Татарстане, по данным минздрава, количество абортов за два года снизилось на 10,2% и составило в 2022 году 11,3 тыс. (в 2020 году было 12,6 тыс.). По итогам 2023 года Марсель Миннуллин ожидает дальнейшего сокращения количества абортов в республике.

Господин Миннуллин считает необходимым регулировать деятельность коммерческих клиник по прерыванию беременности. «Когда частные центры выполняют эти манипуляции, мы даже не знаем, что они делают. Они перед нами не отчитываются. Только тогда, когда мы подняли вопрос, забили тревогу, пошло некое переформатирование работы, начали соблюдать те подходы, которые прописаны»,— рассказал он.

Министр пояснил, что, согласно закону, в клиниках обязательно доабортное консультирование женщины. «Скажем, приходит женщина, которая желает выполнить аборт, с ней обязательно должен работать акушер-гинеколог и обязательно психолог»,— сказал он. Марсель Миннуллин согласился, что аборт — это «желание женщины».

«Но где-то ее, может быть, надо направить на правильный путь и объяснить, что где-то она ошибается и не будет она абсолютно брошена государством, если попала в тяжелую жизненную ситуацию»,— добавил он.

Также, по словам министра, женщине должны предоставить «неделю тишины», чтобы она обдумала свой выбор. «Как вы считаете, выгодно для частных центров, например, делать доабортное консультирование, а потом еще неделю ждать?» — спросил он журналистов. Но сам же ответил: «Нет. Такого и не было. А сейчас это есть».

Марсель Миннуллин рассказал, что «после нашей работы» 13 медицинских центров отказались от лицензии на прерывание беременности

Ранее министерство сообщало, что аборты перестали делать около трети частных клиник (в 2022 году такая лицензия была у 86 коммерческих организаций). Министр заверил, что это произошло «не в ущерб деятельности центров». «Мы обязательно это компенсируем за счет других госзаказов, за счет других видов деятельности. Частный центр не будет в убытке»,— обещал он.

По словам господина Миннуллина, в конце этого года на базе роддома №3 на улице Бутлерова в Казани заработает Республиканский центр кризисной беременности, где будут «сопровождать этих женщин, которые желают выполнить аборт». «Женщине будут показывать: вот это вот пальчики рук, вот это ножки ребенка… Если даже это не проходит, ей показывают позитивную мамочку, которая родила недавно. Показывают, какая она в жизни радостная, как она радуется общению с новорожденным ребенком, понимаете?» — описал будущую работу этого центра господин Миннуллин.

«Мы не запрещаем аборты, мы помогаем где-то усомниться женщине в своем стойком решении прервать беременность по желанию»,— резюмировал он.


Напомним, на прошлой неделе депутаты Нижегородской области внесли в Госдуму поправки к федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан». Они предложили запретить частным клиникам проводить аборты, оставив эту функцию только за государственными и муниципальными учреждениями. До этого в ряде регионов РФ частные клиники полностью отказались от проведения абортов.

Законопроект пока не рассматривался нижней палатой. Думский комитет по охране здоровья выступил против такого запрета. Президент РФ Владимир Путин во время «прямой линии» сказал, что государство заинтересовано в том, чтобы женщина сохраняла беременность, однако «права и свободы женщины должны соблюдаться». Правозащитники высказали опасения, что запрет проведения абортов в частных клиниках «может привести к ограничению доступа к безопасному аборту», поскольку государственные клиники смогут эту процедуру затягивать.

Марсель Миннуллин рассказал, что в Татарстане в некоторых государственных клиниках «принципиально» отказывают женщинам в прерывании беременности. «Есть гинекологические отделения, где делают аборты только по медицинским показаниям, но по желанию женщины не делают. Это принципиальный подход всего коллектива. Ну, как? Уволить их, что ли? Нет, конечно»,— сказал министр. По словам чиновника, если женщина придет в такое отделение, то ее как раз направят за консультацией в Центр кризисной беременности.

Кирилл Антонов

Вся лента