«Красноярский цемент»: новый этап развития

Строительный сезон — 2023 для ООО «Красноярский цемент» (дочернее общество АО «ХК «Сибцем») выдался удачным. С января по октябрь завод выпустил 678 тыс. тонн цемента — на 22,6 % больше, чем за десять месяцев прошлого года.

Фото: Сергей Токарев, предоставлено пресс-службой ООО «Красноярский цемент»

Оживление рынка

После длительного спада рынок цемента перешел к устойчивому росту: спрос на «хлеб строительства» начал расти как в Сибирском федеральном округе, так и в отдельных его регионах. Красноярский цемзавод работает в основном с потребителями Красноярского края и Республики Хакасия (дальше везти нерентабельно), поставляя продукцию для реализации проектов инфраструктурного, промышленного и жилищного строительства. И активизация на рынке стала одним из факторов достигнутого успеха.

Предприятие отгружало цемент для возведения моста через реку Кан, для нужд горно-обогатительного комбината «Высокое», золотодобывающих компаний «Соврудник» и «Полюс» (Благодатное, Панимба, Раздолинская). Кроме того, в Красноярске вошло в активную фазу создание метрополитена, и «Красноярский цемент» поставлял продукцию для строительства линий скоростного подземно-надземного легкорельсового транспорта, а также для реализации ряда других крупных проектов на территории региона.

Всего в ассортименте предприятия десять видов цемента, из них шесть —общестроительных и четыре —специальных. Наибольшим спросом в течение строительного сезона — 2023 традиционно пользовался портландцемент ЦЕМ I 42,5Н. Это практически универсальный стройматериал, востребованный как в производстве железобетонных конструкций, так и в монолитном домостроении. На втором месте по популярности — быстротвердеющий портландцемент класса прочности 32,5 (ЦЕМ I 32,5Б). Его используют чаще всего в частном строительстве и для бытовых нужд.

Что же касается номенклатуры специальных цементов, некоторые из них «Красноярский цемент» выпускает едва ли не единственный в стране. Такую возможность заводу дает уникальная сырьевая база. Так, например, из гидротехнического цемента в свое время были построены Красноярская, Саяно-Шушенская и Богучанская ГЭС. Сегодня спрос на него минимальный, поскольку подобных строек пока нет. Зато красноярский аэропорт продолжает реконструироваться и расширяться. Масштабные преобразования воздушной гавани столицы края начались в преддверии XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года и ведутся до сих пор. И все это время Красноярский цемзавод поставляет на объект специальный цемент для бетона аэродромных покрытий (ЦЕМ I 42,5Н АП) — для наращивания и обновления взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек.

Предприятие также выпускает тампонажные цементы, необходимые в нефтедобывающей отрасли, в 2023 году они поставлялись на объекты месторождений Юрубчено-Тохомской группы «РН-Ванкор». И хотя доля специальных цементов в общем объеме производимой продукции не слишком велика, каждый из них — особая гордость заводчан. В этом году поводов для гордости стало больше: «Красноярский цемент» начал производство портландцемента ЦЕМ I 42,5Н ДП, предназначенного для бетонных покрытий автомобильных дорог.

Фото: предоставлено пресс-службой ООО «Красноярский цемент»

Управляющий директор ООО «Красноярский цемент» Дмитрий Киреев:

«Безусловно, строительный сезон — 2023 стал для предприятия успешным. Во многом высоких показателей удалось достичь с помощью новой высокопроизводительной мельницы, выпускающей качественный сепарированный цемент. Могу со всей уверенностью сказать, что в 2023 году начался, по сути, новый этап развития нашего завода».


Не любые дороги дороги

В России, как известно, две беды, но справиться по крайней мере со второй можно при помощи современных технологий. Это наконец-то осознали в правительстве. Строительство и содержание привычных для России асфальтобетонных дорог требует колоссальных затрат, так как служат они всего 15–20 лет и требуют постоянных дорогостоящих ремонтов, после которых через год-другой возвращаются в прежнее разбитое состояние.

В Китае, Японии, Америке, странах Европы — уже более чем в 50 прогрессивных государствах мира — давно отказались от этого устаревшего способа укладки дорожного полотна в пользу цементобетонного покрытия. Оно более долговечное, прочное и безопасное, так как обладает лучшими качествами в плане сцепления, и с учетом срока службы и затрат на содержание в итоге оказывается экономически более целесообразным. При этом последние исследования Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) доказали, что эти преимущества полностью сохраняются в климатических зонах Сибири. А взлетно-посадочные полосы аэродромов, которые делают в регионе именно из бетона, — еще одно тому доказательство.

В 2022 году правительство Российской Федерации утвердило пятилетний план дорожного строительства на 2023–2027 годы, предусматривающий, в частности, внедрение новых технологий, материалов и решений, одним из которых названо широкое применение жестких конструкций дорожных одежд с цементобетонным покрытием. При этом Сибирский федеральный округ станет одним из лидеров по протяженности цементобетонных дорог. В том числе устройство цементобетонного покрытия общей протяженностью 41 км предполагается на трех объектах: первый этап обхода Новосибирска, обход Канска, реконструкция участка автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» (Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск).

Красноярский цементный завод поставлял продукцию для строительства обхода Канска — первой бетонной автодороги в Красноярском крае. Для этого на предприятии наладили выпуск и сертифицировали цемент марки ЦЕМ I 42,5Н ДП. И это еще один знаковый момент уходящего 2023 года — первый шаг Красноярского края к современным качественным дорогам, для которых в регионе есть собственное производство необходимого материала.

Перспективы роста

Несмотря на то что Красноярский край опережает страну по объему потребления цемента на душу населения (в прошлом году в регионе этот показатель составил 530 кг против 421 кг в среднем по России), это очень низкий уровень в сравнении с активно развивающимися странами, где он достигает 1000 кг и более. Для «Красноярского цемента» это потенциал роста, и завод готовится к тому, чтобы удовлетворить растущий спрос.

Строительному сезону 2023 года предшествовала тщательная подготовка. Своевременно выполнена программа ремонта и технического обслуживания оборудования общей стоимостью более 836 млн руб. Продолжилась модернизация производства: по предварительным оценкам, на переоснащение предприятия до конца года будет направлено свыше 700 млн руб. Основная часть средств затрачена на ввод в эксплуатацию нового отделения цеха «Помол» с современной мельницей с сепаратором, работающей в замкнутом цикле.

Фото: предоставлено пресс-службой ООО «Красноярский цемент»

Помимо мельницы размером 4 13,5 метра, производительностью до 100 тонн в час, были возведены сопутствующие объекты, необходимые для стабильного функционирования нового помольного отделения.

Технологическая цепочка включает все этапы — от транспортировки, выгрузки и подачи клинкера в цементную мельницу через существующий склад действующего производства до хранения цемента и его отгрузки в автомобильный или железнодорожный транспорт.

В цехе «Готовая продукция» введен в эксплуатацию новый блок силосов, оснащенный четырьмя точками погрузки навального цемента в автотранспорт. А парк специальной техники пополнили современным бульдозером и фронтальным погрузчиком, обновили два карьерных самосвала.

Запуск нового помольного отделения стал третьим слагаемым успеха: благодаря этому событию завод увеличил производство сепарированной продукции более чем вдвое. Сегодня он в полной мере обеспечивает потребителей Красноярского края высокомарочным тонкомолотым цементом.

Собственная кузница кадров

В основе достижений любого предприятия всегда лежит труд людей. При этом сложная и многогранная цементная промышленность нуждается в специалистах высокой квалификации. Сегодня на «Красноярском цементе» работает 725 человек — в производственном цикле заняты представители множества профессий, начиная от добычи сырья и заканчивая отпуском готовой продукции. Учитывая, что после развала Советского Союза цементная отрасль практически утратила систему как среднего, так и высшего образования по нужным специальностям, с дефицитом кадров сталкиваются многие участники рынка.

Для решения вопроса на «Красноярском цементе» создан и уже не первый год успешно функционирует корпоративный учебный центр, имеющий необходимые аккредитации. В нем работники завода регулярно проходят обучение, повышают квалификацию, а также имеют возможность освоить смежную специальность.

Экология в приоритете

Еще одно условие, без которого сегодня невозможно успешное существование и развитие промышленного предприятия, — экологическая повестка. В приоритете «Красноярского цемента» остается повышение уровня экологической безопасности производства. Участвуя в федеральном проекте «Чистый воздух», цемзавод продолжает планомерную реализацию политики, направленной на снижение воздействия на окружающую среду. В 2023 году порядка 25 млн руб. затрачено на экологические проекты. В их числе — ввод в эксплуатацию системы сбора и очистки ливневых стоков с территории нового помольного отделения на локальных очистных сооружениях, запуск закрытого склада клинкера, что исключило пыление при хранении и перемещении продукта. Блок новых силосов также оснащен аспирационными установками последнего поколения.

Всего на предприятии действуют 50 газоочистных установок, эффективность которых составляет 98–99 %. В новом отделении цеха «Помол» планируется к вводу в эксплуатацию 21 рукавный фильтр.

ООО «Красноярский цемент»

Реклама