Светлана Гузий: «Предпочитаю работать с сильными людьми»

20 декабря Красноярский театр оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского отметит свое 45-летие. Это один из самых молодых и активно развивающихся музыкальных коллективов России с разнообразным репертуаром — от популярной классики до оригинальных произведений, написанных специально по заказу театра. Чем особенно запомнился юбилейный год, какие перспективы намечены на ближайшее время, рассказывает директор театра Светлана Гузий.

Светлана Гузий, директор Красноярского театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского

Фото: предоставлено пресс-службой Красноярского театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского

— Светлана Владимировна, с чем Красноярский театр оперы и балета пришел к своему 45-летию?

— Наверное, ключевая тема прошедшего года — обновление курса. Художественным руководителем коллектива долгое время был Сергей Бобров, он сделал немало для продвижения театра на всероссийском и международном уровнях. Его совместная с Юлианой Малхасянц балетная постановка «Катарина, или Дочь разбойника» Цезаря Пуни, отмеченная весной сразу тремя наградами национальной театральной премии «Золотая маска», — достойнейший итог двадцатилетней работы этого талантливого человека в Красноярске. Но жизнь не стоит на месте — у Сергея Рудольфовича появились собственные планы, а в наш театр пришло новое художественное руководство. Собственно, весь год ушел на формирование творческой команды. С этими людьми я связываю большие надежды на дальнейшее развитие театра и его выход на новый серьезный уровень.

— По какому принципу вы подбирали художественных лидеров?

— Для меня как для руководителя важно, чтобы в одной связке со мной были сильные умные люди, настоящие профессионалы, добившиеся успехов в работе и способные увлечь других своими идеями. С ними непросто, но очень интересно работать. Именно такая команда у нас сейчас и сформировалась. Музыкальный руководитель и главный дирижер Дмитрий Юровский выступал на крупнейших музыкальных сценах мира, он представитель прославленной династии дирижеров, насчитывающей уже четыре поколения. Художественный руководитель балета народная артистка России Анна Жарова — прима-балерина Новосибирского театра оперы и балета, она также талантливый педагог, создатель собственной балетной школы. Главный режиссер и худрук оперной труппы Ирина Лычагина больше двадцати лет ставила в Московском музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Главный художник Мария Высотская как сценограф и художник по костюмам оформила около двадцати спектаклей, в том числе в Красноярске — это оперы «Лакме» Лео Делиба, «Бесприданница» Даниила Френкеля, «Синяя Борода» Жака Оффенбаха и др.

Гала-концерт в честь открытия 46-го творческого сезона

Фото: предоставлено пресс-службой Красноярского театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского

— Как к этим переменам отнеслись ваши зрители?

— Они уже успели познакомиться с первыми работами нашего нового руководства и, как мне видится, приняли их с большим энтузиазмом и доверием. Маэстро Юровский дирижировал несколькими спектаклями и концертными программами и сейчас работает над выпуском премьер этого сезона, балетных и оперных. Он также пригласил в оркестр двух молодых, но уже успешно зарекомендовавших себя дирижеров Михаила Леонтьева и Эльдара Нагиева. Анна Жарова провела переаттестацию балета и теперь последовательно выстраивает стратегию развития труппы, чтобы каждый артист мог проявить себя с лучшей стороны. Публика смогла оценить и ее мастерство балерины — в заглавной партии балета «Анюта» и в концертных номерах. Ирина Лычагина работает над выпуском сразу двух постановок — опер «Орфей и Эвридика» Кристофа Виллибальда Глюка и «Манон» Жюля Массне. А первая большая премьера нашей новой команды, опера «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, вызвала настоящий восторг у широкой аудитории, три показа прошли на аншлагах. Ирина Владимировна пригласила на партию Бориса двух замечательных российских басов — Дмитрия Ульянова и Гарри Агаджаняна. А в ближайшем будущем, надеюсь, до этой сложнейшей партии дорастут и наши певцы. Мы все вместе сейчас готовимся к проведению оперного фестиваля «Парад звезд в оперном. Словцов», балет во второй половине сезона представит премьеры «Кругосветное путешествие в мир танго», «Корсар» Адольфа Адана, а также два современных спектакля в рамках проекта «Снегурочка: миф и реальность», которые войдут в программу Международного фестиваля современного танца DanceInversion.

— Осенью на IX Санкт-Петербургском международном культурном форуме Мариинский театр показал премьеру оперы Лео Делиба «Лакме» в декорациях этой постановки из Красноярска. Как стало возможным такое сотрудничество?

— У нас давние культурные связи с Мариинским театром, его певцы — постоянные и желанные гости в наших спектаклях. Вот и в начале ноября солисты Мариинки Кристина Гонца, Борис Степанов и Магеррам Гусейнов вместе с нашими артистами исполнили «Лакме» в красноярской постановке. А мы с удовольствием предоставили свои декорации для их премьерного показа на культурном форуме. Такой творческий обмен стал возможен еще и потому, что у «Лакме» в Красноярске и Санкт-Петербурге один режиссер — Сергей Новиков. Получился, считаю, прекрасный опыт взаимодействия двух театров.

И, кстати, он не единственный. Костюмы для «Бориса Годунова» нам повторно предложил Большой театр. Однажды мы уже брали в Большом в аренду костюмы и декорации из этого спектакля, но по истечении оговоренного срока вернули. Сейчас костюмы отлично вписались в нашу новую сценическую версию.

20 декабря Красноярский театр оперы и балета имени Д. А. Хворостовского отметит свое 45-летие

Фото: предоставлено пресс-службой Красноярского театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского

— У вас самой в этом году профессиональный юбилей — 15 лет на посту директора Красноярского театра оперы и балета. Что было для вас главной задачей в эти годы?

— Пожалуй, вернуть внимание зрителей к театру. Когда я пришла сюда работать, заполняемость залов в среднем была на 30 %. Сейчас практически каждый спектакль проходит на аншлагах, на некоторые постановки билеты разлетаются, едва поступив в продажу. Что этому способствовало? Все в комплексе — пополнение труппы большим количеством молодых талантливых артистов, высокое качество и разнообразие постановок, поиск эксклюзивного репертуара. На нашей сцене идут спектакли, которые можно увидеть только в Красноярске, — это, например, балет Тихона Хренникова «Гусарская баллада», оперы «Кавказский пленник» Цезаря Кюи и «Ермак» Александра Чайковского (последнюю композитор написал по заказу театра). А уже упомянутый хит, балет «Катарина», пользовавшийся еще сто лет назад бешеной популярностью в Европе и России, почему-то оказался забыт на целый век и вновь вернулся на сцену лишь благодаря нашему театру. Причем в новой музыкальной редакции композитора Петра Поспелова и с оригинальной хореографией, сочиненной буквально с нуля. Не случайно спектакль вызвал такое восхищение в балетном мире и получил сразу десять номинаций на премию «Золотая маска».

Плюс на привлечение аудитории работают собственные крупные международные проекты вроде фестиваля «Парад звезд в оперном. Словцов» или балетного форума «Балет. XXI век», на которые к нам приезжали выдающиеся деятели искусства — Елена Образцова, Ирина Богачева, Юрий Григорович, Владимир Васильев и многие-многие другие. Когда в театре происходят такие события с участием мировых звезд, это не может не заинтересовать публику. И помогает развивать собственную труппу.

КГАУК Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д.А. Хворостовского

Реклама