Нефинансовая информация к размышлению
Как переосмыслить добровольную отчетность компаний об устойчивом развитии
В отсутствие широкого круга ответственных инвесторов на финансовом рынке России, как и интереса сотрудников компаний и жителей регионов присутствия к нефинансовой отчетности как инструменту контроля за социальной и экологической ответственностью бизнеса, государство и профессиональное сообщество — главная целевая аудитория и заинтересованные стороны такой отчетности. Как это может помочь развитию рынков и общества, рассуждают Иван Тополя из Комитета по интегрированной отчетности и Владимир Горчаков из АКРА.
Ожидания как реальность
В ноябре 2023 года АКРА и Комитет по интегрированной отчетности опросили клиентов и контрагентов агентства и участников комитета о планах в отношении их нефинансовой отчетности (НФО) в 2024-м, намерениях использовать международные стандарты и национальные рекомендации для ее подготовки, внешней верификации и сроков выпуска.
Большинство респондентов не только не отказываются от международных стандартов, но и внимательно следят за тенденциями международной повестки. Несмотря на сложности с применением новых стандартов IFRS (S1, S2), сразу 20 компаний (30% тех, кто готов отчитаться в 2024 году) указали, что будут ориентироваться и на эти стандарты. Стандарт GRI, судя по всему, еще долго будет лидирующим среди международных стандартов в России — 64 из 66 компаний, намеренных публиковать НФО за 2023 год (97%), указали его в качестве базового.
Как и во многих других сферах стандартизации, 2023-й в России стал годом «национализации» стандартов нефинансовой отчетности. Но, в отличие от других сфер (например, стандартов зеленой коммерческой недвижимости, сертификатов происхождения электроэнергии), тут уже был набор национальных принципов и рекомендаций. Это базовые индикаторы результативности РСПП и рекомендации Банка России для раскрытия публичными компаниями нефинансовой информации. К ним добавились рекомендации о разработке методологии и присвоении ESG-рейтингов (рейтингов устойчивого развития) и раскрытии финансовыми организациями информации в области устойчивого развития Банка России, а также проект стандарта социального капитала бизнеса АСИ. Наконец, в ноябре 2023 года появились рекомендации о подготовке отчетности об устойчивом развитии Минэкономики.
К концу 2023-го бизнес получил пересекающееся, но не идентичное множество национальных стандартов, на которые придется опираться, чтобы удовлетворить запрос государства в разных его проявлениях, которое является одним из основных стейкхолдеров национальной повестки устойчивого развития, не считая иностранных контрагентов, консалтинговые компании и рейтинговые агентства.
И бизнесу, похоже, этого достаточно. Во-первых, подавляющее большинство респондентов намерены публиковать НФО в 2024 году. Но это не более 150 компаний, в основном представители реального сектора экономики с многолетним опытом такой отчетности. Среди респондентов были и новые имена, но их единицы. Во-вторых, практически все респонденты планируют опираться сразу на несколько международных стандартов и национальные рекомендации. В отдельных случаях количество заявленных стандартов и рекомендаций доходит до десяти на одну компанию.
Оглушительное молчание
Пока все выглядит так, что основными активными пользователями публичной отчетности об устойчивом развитии в российской практике остаются сами компании и профессиональное сообщество, но неизвестно, как ее использует государство. Как пользователи информации об устойчивом развитии государство и крупнейшие организации финансового сектора могут получать ее от поднадзорных организаций и клиентов. Данные собираются через формы обязательной статистической и ведомственной отчетности, анкетирование клиентов. Но в обоих случаях запрос на публично раскрываемую информацию отсутствует.
Конечно, мы отмечаем интерес других акторов ESG-пространства к открытым данным. Многочисленные инициативы — по унификации подходов к ESG-анкетированию финансовыми институтами в рамках кредитования, созданию единых инструментов оценки поставщиков, выработке новых отраслевых и тематических стандартов и рекомендаций, реализации платформенных решений — способствуют формализации состава регулярно собираемых данных. Важны рейтинговые агентства как прокси стандартоустанавливающих организаций. Однако усилий и ресурса таких акторов недостаточно для системной прозрачности устойчивого развития. Пример финансовой отчетности по международным стандартам показывает, что переход к добровольному раскрытию информации основными участниками рынка может занять не один десяток лет.
Помочь в преодолении информационного голода участников цепочек поставок и организаций финсектора (вне списка системно значимых) в текущих условиях может лишь государство в его широком понимании (включая различные министерства и ведомства, Банк России, ВЭБ.РФ, НКО). Как омнистейкхолдер, консолидировавший потребности заинтересованных сторон в открытой информации, оно демонстрирует попытки ускорения реализации концепции публичной нефинансовой отчетности.
Весь список, пожалуйста
К концу 2023 года рекомендации Минэкономики и Банка России создали прототип стандарта раскрытия нефинансовой информации, подведя, таким образом, итоги первого этапа реализации концепции. Следующим важным шагом, конкретизирующим рамки устойчивого развития в нашей стране, может стать формирование регуляторами, представителями инфраструктуры рынка (в том числе Московской биржи, СПБ Биржи), делового сообщества (в том числе РСПП и ESG Альянса) согласованного категорийного состава и количества организаций, раскрывающих в обязательном порядке НФО.
Первые попытки выхода за пределы «круга избранных составителей нефинансовой отчетности» уже предприняты в рекомендациях министерства. Они ориентированы на использование и «иными хозяйственными обществами, акции которых допущены к обращению на организованных торгах путем включения их в котировальные списки и (или) облигации которых признаются финансовыми инструментами устойчивого развития». Это довольно существенное расширение списка компаний, которые сейчас готовят и публикуют НФО. Появление требования о публичной нефинансовой отчетности для эмитентов сектора устойчивого развития Московской биржи ускорит развитие практики информационного обеспечения оценки реализации компаниями стратегий устойчивого развития, наличие которой до выпуска ценных бумаг предусмотрено ЦБ в измененном порядке размещения финансовых инструментов устойчивого развития.
В России сформировалась система национальных рекомендаций с конкретным перечнем ожиданий к раскрытию ESG-показателей. Но массовое раскрытие нефинансовых данных значительно более широким перечнем компаний участникам цепочек поставок и финансового сектора, интегрирующим ESG-факторы в принятие коммерческих и инвестрешений, требует новых экономических и регуляторных стимулов для развития ESG-повестки участниками цепочек поставок и финсектором. Выбор и применение таких стимулов — ключевой пункт в национальном маршруте устойчивого развития на ближайшее время.