«У российских дизайнеров коллекции более глубокие»
Юлия Янина — о высокой моде, своем модном доме и перспективах российских дизайнеров
В этом году модному дому YANINA исполнилось 30 лет. В честь круглой даты мы поговорили с основательницей бренда Юлией Яниной. Юлия рассказала «Коммерсантъ Стиль», как девочка из Саратова стала кутюрье и членом французского Синдиката высокой моды.
— Расскажите о своем пути из провинциального города к собственному кутюрному бренду.
— Конечно, это были мечты девочки из небольшого города советской реальности. Мне хотелось все украсить, сделать реальность более красивой и сказочной, что ли. Я девочка, выросшая на французских романах, поэзии. И так как у нас была коллекция альбомов русских художников-передвижников, я вообще воспринимала их как родственников. Вот, и, конечно, на фоне этого такого сказочного и солнечного детства я всегда мечтала одевать принцесс.
Одна из первых основ, которые потом послужили формированию модного дома, о котором я уже мечтала, конечно же,— это элемент преображения. Я всегда ощущала, что модный дом — это совсем не про одежду и даже не про моду, а про любовь и восхищение к женщине, это о жизни. И, конечно, я понимала, что искусство кутюра — это как сказка, которую ты посвящаешь себе.
Юлия Янина
Юлия и Дарья Янины
Юлия Янина с семьей
Юлия Янина
Юлия Янина
Юлия Янина с моделями
В 1993 году мы переехали в Москву с семьей. Первые десять лет мы (YANINA.— «Ъ») работали как закрытый такой клуб — только по рекомендациям. И, конечно, я понимала, что создание своего модного дома должно стать смелым шагом. Самый переломный момент был в 2007 году, когда наш модный дом с показом пригласили на показ в Рим во время недели Roma Alta Moda. С этого года модный дом получил статус международного. И тогда уже начались наши показы в Париже и все двери мира открылись. Это как переехать в Москву, где никто тебя не знает. Конечно, все это нужно было пройти, чтобы набраться сил и опыта и уже быть твердо уверенным в том, что это не просто кутюрное ателье — это дело твоей жизни.
— Отличается ли российская высокая мода от мировой и если да, то чем?
— Я не думаю, что именно высокая мода отличается от мировой, потому что высокая мода — это всегда творчество, как авторство художника. Например, в Европе складывалось исторически, что дизайнер имеет особый статус, уважение и достаточно быстро получаешь статус маэстро. В России Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин были первопроходцами, настоящими пионерами, и они заявили, что в России есть высокая мода.
Что отличает именно русских кутюрье: мы с большим уважением относимся к наследию русской культуры, народного творчества, национального костюма. Наверное, у российских дизайнеров коллекции более глубокие, более прочувствованные, в них больше любви, смысла и признания наследия. Так, например, наш модный дом известен тем, что мы не просто сильны в вышивке, но и возрождаем традиции русского творчества. Реанимируем из небытия расшивку, золотое шитье, гладевые вышивки, вышивки канителью, а также расшивку бисером и стеклярусом. Это колоссальная работа с архивами, со старинными материалами и журналами.
— В чем, на ваш взгляд, основное отличие высокой моды от массовой?
— Здесь все очень просто. Массовая мода направлена на огромный диапазон потребителя, они должны быть понятными и функциональными. Высокая мода — это все-таки магия, искусство. Многие женщины в итоге приходят к высокой моде. Самодостаточная, умная и мудрая женщина понимает, что наступает определенный момент — момент, когда хочется показать себя в изделиях, которые созданы специально для тебя.
— Вы несколько раз одевали актрис для красных дорожек — как проходит работа с голливудскими клиентами?
— Мы одели очень много прекрасных звезд в Америке, Европе, Азии. Это, конечно, большое достижение модного дома — как мы интегрировали русский бренд, сделав его востребованным среди мировых звезд. Это потрясающе, потому что наши платья выбирают вне зависимости от происхождения бренда. Звезды выбирают их, потому что они в них влюбляются: женщина не способна устоять от платья, которое меняет ее образ, самоощущение и дарит состояние уверенности в себе, когда ты можешь все. Это просто фантастика, такое возбуждение, драйв и, конечно же, триумф, полет каждого выхода.
Мерьем Узерли, 2023
Фото: Daniele Venturelli / WireImage / Getty Images
Кейт Хадсон, 2015
Фото: JB Lacroix / WireImage
Фан Бинбин, 2023
Фото: Pascal Le Segretain / Getty Images
Эй Джей Одуду, 2023
Фото: Neil Mockford / FilmMagic
Фредерик Бель, 2022
Фото: Lionel Hahn / Getty Images
Таллия Шторм, 2022
Фото: Dominique Charriau / WireImage / Getty Images
Шарлотта Лоуренс, 2020
Фото: Jon Kopaloff / WireImage
Крисси Тейген, 2020
Фото: Axelle / Bauer-Griffin / FilmMagic
Эмма Робертс, 2019
Фото: Dia Dipasupil / Getty Images
Анна Нетребко, 2018
Фото: Kristy Sparow / Getty Images
Сара Полсон, 2015
Фото: Gilbert Carrasquillo / GC Images
Джейми Чанг, 2015
Фото: Kevin Mazur / WireImage
Как мы работаем. Очень много дистанционной работы, потому что со многими звездами работают персональные стилисты. У нас часто бывали импровизированные «транк-шоу» в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Париже, когда мы встречались со стилистами и звездами и знакомили их с новыми коллекциями. Плюс, конечно же, у нас красивая история, связанная с Каннским фестивалем, где мы уже 13 лет каждый год делаем шоурум и одеваем героинь на красные дорожки и мероприятия в рамках фестиваля.
— В 2021 году вы стали официальным участником Недели моды в Париже — как это повлияло на присутствие бренда на международном рынке?
— Момент этого признания и приглашения в Синдикат высокой моды для нас стал заслуженной наградой. Такой «Оскар», наверное, в нашем модном мире, выше награды уже не существует. Вся наша команда с радостью и честью приняла эту награду. Это была галочка, которую мы поставили и продолжили свое движение в творчестве. Конечно, это невероятная гордость, и как дизайнера меня наполняет это огромным счастьем и осознанием своей востребованности.
— Какие перспективы ждут российскую моды в ближайшее время?
— Конечно, события последних лет — это непростое испытание для дизайнеров, для компаний, для модных домов, но, мне кажется, то, что нас не убивает, делает нас сильнее. Поэтому я абсолютно убеждена, что это прекрасный толчок для развития fashion-бизнеса в России, появления новых имен, новых дизайнеров. Так много молодежи прекрасной, успешной, талантливой, так много чудесных идей.
Делая даже первые шаги, нужно всегда думать, как ты будешь развиваться, и не ждать милости от природы или каких-то покровителей. Нужно рассчитывать только на свои силы. И мне кажется, у нас, в нашей стране, на данном этапе очень много уверенных молодых компаний, которые будут развиваться и в ближайшем будущем покорять мир. И потенциал огромный, просто огромный. Я в это свято верю.