«Вторичная переработка – путь к экологической ответственности»

Генеральный директор ООО «ПК Холдинг» Анна Павлова о развитии технологий по утилизации, обезвреживанию и переработке промышленных отходов

О том, как бизнес может зарабатывать на отходах, какой способ утилизации чище, о стремлении к экологичности и об инвестициях в современное производство, в интервью «Ъ-Ярославль» рассказала Генеральный директор ООО «ПК Холдинг» Анна Павлова.

Анна Павлова

— Как сейчас выстраиваете взаимодействие с промышленными предприятиями по утилизации отходов и какие преимущества этот процесс приносит бизнесу?

— Начнем с того, что предприятия обязаны правильно утилизировать свои отходы. Эти обязательства прописаны в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Бизнес создает у себя на производстве экологический проект, куда включаются отходы, образующиеся в результате его деятельности. Соответственно, на каждый вид предприятие разрабатывает и получает паспорт опасного отхода, необходимый для обращения в утилизирующую компанию. И, как правило, у предприятий образуется значительный объем отходов, число которых может превышать сотню позиций. Зачастую оказывается сложно найти подходящую утилизирующую компанию, способную принять весь этот объем. В противном случае приходится заключать несколько договоров с различными организациями, что представляет собой дополнительные трудности как для самого предприятия, так и для лиц, ответственных за решение этой задачи. А наша компания обладает одной из самых широких лицензий в России, что позволяет нам обеспечивать комплексное обслуживание природопользователей без привлечения сторонних организаций.

— И какие виды отходов ваша компания готова принимать?

— Наша лицензия дает право на обращение практически со всеми видами отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов — ФККО.

— Какой способ утилизации считаете самым технологичным и цивилизованным? И какой применяете на вашем производстве?

— На мой взгляд, самый цивилизованный способ обращения с отходами — это вторичная переработка, когда мы отходы можем реализовывать в качестве вторичного сырья и пускать их в оборот для дальнейшего производства. Например, бумага и картон, которые поступают к нам как макулатура, «навалом», разбираются и сортируются у нас на складе, прессуются в кипы определенного веса и размера и затем отправляются перерабатывающим предприятиям. Так макулатура получает вторую жизнь.

За вторичной переработкой — однозначно сжигание.

Просто в процессе термической обработки отходов мы получаем в небольшом количестве зольные остатки, которые федеральным оператором отправляются на размещение на полигонах ТБО.

— Говоря о мусорных полигонах, сразу возникает вопрос экологии.

— Здесь нужно понимать, что полиогны ТБО не безграничны. Вы только представьте какое количество мусора ежедневно туда привозят, при том что большая часть бизнеса уже использует раздельный сбор отходов. Мы хотим донести, что в руках каждого из нас имеется возможность сократить количество мусора, который в дальнейшем будет отправлен на полигон.

— И как вы видите практическое решение вопроса?

— Как я уже говорила выше, я за вторичную переработку там, где это возможно. Помимо того, что это минимизирует количество захораниваемых отходов, это может приносить прибыль. Ни для кого не секрет, что отсортированные отходы можно реализовывать в качестве вторичного сырья — достаточно организовать на своих мощностях их сортировку и хранение. Но не все понимают как это сделать. А мы готовы в этом помочь — и не просто рассказать как организовать процесс, мы готовы провести «экологический» аудит на предприятии, дать рекомендации по оснащению необходимым оборудованием, обучить персонал, а затем выкупать и вывозить эти отсортированные отходы.

— На словах выглядит просто, но как это работает в реальной жизни?

— Мы приезжаем на предприятие, анализируем как происходит работа с отходами сейчас. Разъясняем что можно делать дальше. Например, мы говорим — вот эти позиции мы однозначно сжигаем, а вот эти позиции можно сдать в переработку, их мы можем забирать по такой-то стоимости. Но для этого вам необходимо организовать хранение и сортировку, обучить сортировщика, который будет ходить по цехам, собирать эти отходы и спрессовывать их. Можно и без сортировки и «навалом», но по стоимости это будет чуть ниже, здесь нужно уже исходить от возможностей предприятий.

— А в диалогах с предприятиями часто вопросы экологии поднимаются?

— К сожалению, далеко не все предприятия уделяют этому вопросу должное внимание. Да, безусловно, есть те, кто ведет сортировку, кто-то использует это для своих промо-кампаний и заявляет о себе, как об экологически ответственном производстве, молодцы. Однако некоторые предприятия все же пока далеки от стремления к экологичности.

Говоря же о самой экологии, ESG-повестке, устойчивом развитии предприятия, я хочу подчеркнуть, что эти понятия никуда не ушли за последние годы, как многим могло показаться.

И я по-прежнему считаю, что необходимо сортировать отходы, как обязательное правило для всех предприятий.

— А бизнес соглашается с вами в этих утверждениях, готов к реализации таких проектов?

— У нас есть один очень показательный кейс, который мы реализовали на одном из фармацевтических предприятий Белгородской области. Там все было сделано, как я и рассказывал выше — аудит, обучение персонала, покупка специального пресса, сбор, сортировка и хранение. Инвестиции в этот проект для предприятия окупились уже через пять месяцев. И проект до сих пор работает и приносит прибыль компании.

— Как считаете, что надо сделать, чтобы изменить отношение бизнеса к такому ответственному отношению к отходам?

— Как минимум, прочитать это интервью в вашем издании (смеется). Но если быть серьезным, то вопросам сортировки уделяется не так много внимания, как хотелось бы. При этом я знаю, что все больше и больше компаний начинают понимать эту необходимость, но пока им не хватает какой-то инициативы, какого-то дополнительного триггера, чтобы начать изучать этот вопрос.

— А можно ли сейчас говорить о каких-то инновационных технологиях утилизации, есть ли такие решения на рынке?

— Однозначно сложно сказать что сейчас можно считать новыми технологиями. Просто есть несколько способов, как можно с отходами экологично обращаться. То есть это либо процесс утилизации, в результате которого мы что-то получаем, либо процесс размещения. Это мы отвезли свои отходы на полигон и их там разместили. Либо процесс обезвреживания, то есть это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств, включая сжигание или обеззараживание на специализированных установках, чтобы снизить негативное воздействие отходов на здоровье человека и окружающую среду. Это основные способы, которые сейчас существуют и считаются достаточно распространенными и экологичными.

— Обсуждая современные технологии, какие международные стандарты и практики вы перенимаете и внедряете в деятельность вашей компании?

— Могу точно сказать, что в западных странах основная обязанность по сортировке лежит на самом предприятии. И только потом утилизация, либо переработка. Если же говорить непосредственно про наш международный опыт, то при проведении аудита на нашем предприятии международными компаниями, число и состав вопросов к нам разительно отличается от числа и состава тех же вопросов российских компаний. Представители зарубежных компаний помимо того, что смотрят вообще в принципе как устроен технологический процесс, уделяют достаточно много внимания персоналу и его квалификации. Они также смотрят на то, какие внутренние документы есть в организации, как устроены бизнес-процессы. Все ли оборудование имеет соответствующие разрешения, в каком состоянии производственные помещения, находится в собственности или аренде, и многое другое. При этом стоимость услуг для таких компаний не является первостепенной задачей. То есть они смотрят по-другому, им необходимо понимать, насколько квалифицирована компания.

Приведу пример из фармсектора, чтобы было понятнее как устроено все изнутри. Соответственно, мы для них оказываем услугу утилизации фармацевтических отходов. Это лекарства, срок годности или срок реализации которых истек, например. Или какой-то брак в партии, при котором такие лекарства выпускать на реализацию нельзя, поэтому их приходится утилизировать. Был у нас такой случай, когда привезли более 500 паллет лекарств на сжигание. При этом все очень жестко контролировалось со стороны производителя, чтобы каждая упаковка гарантированно попала в печь для термического уничтожения.

Или, например, ввозимый товар не всегда пропускает наша таможня по разным причинам. Совсем недавно у нас был кейс по уничтожению товаров из Индии. У них были проблемы с документами, импортер не смог растаможить товар, и в итоге его пришлось утилизировать, так было дешевле, нежели отправлять товар обратно домой. А такая таможенная процедура уничтожения не самая простая, там все под очень жестким контролем, ведется постоянное наблюдение за процессом утилизации.

— Какой проект был самым сложным?

— Я не смогу в потоке назвать какой-то отдельный проект самым сложным или особым. Все они в равной степени требуют внимания. Однако самые сложные в нашей отрасли это аварийные ситуации. Например, на предприятии произошел разлив нефтесодержащих материалов. И наша работа здесь — ликвидировать этот разлив и его последствия в самые кратчайшие сроки. В таких случаях приходится выделять много ресурсов на решение задачи. Поэтому работаем оперативно, тем более что за 10 лет в отрасли мы многое с чем сталкивались.

— Текущий год для компании юбилейный десятый. Какие планы на будущее десятилетие?

— В 2022 году мы много инвестировали в производство и получение расширенной лицензии и получили право на обращение практически со всеми видами ФККО. Это позволило увеличить в 2023 году нашу выручку в шесть раз по сравнению с прошлым годом. А в следующем году мы планируем инвестировать в создание новых производственных площадок в центральной части России и развитие инфраструктуры на местах — строительство складских и производственных помещений, приобретение специализированного оборудования. Все это повлечет за собой найм, обучение и аттестацию специализированного персонала. Итогом планируем увеличение наших производственных мощностей до четырех раз.

Беседовал Алексей Доскин

ООО «ПК Холдинг»

Реклама