Петербург наращивает мощности
Энергетическое машиностроение
Энергомашиностроительные предприятия Санкт-Петербурга продолжают решать задачи импортозамещения, среди которых создание и строительство газовых и паровых турбин, а также необходимых комплектующих.
Объемы машиностроения в Петербурге значительно выросли по итогам девяти месяцев 2023 года. Согласно данным Петростата, в структуре производства города энергомашиностроение по итогам девяти месяцев 2023 года занимает 4,5%, а в структуре отгруженной промышленной продукции — 4,4%, или 139,3 млрд рублей, что превышает показатели аналогичного периода 2022 года на 12,8%. Оборот отрасли за девять месяцев вырос на 8,2% и составляет 178,7 млрд рублей.
Машиностроение — одна из основных отраслей промышленности города, которая предоставляет рабочие места и способствует развитию экономики, отмечает генеральный директор ООО «УК "Адмирал"» Иван Захаров. Численность работников отрасли в январе — сентябре 2023 года увеличилась на 7,7%, до 37,7 тыс. человек, сообщают в Петростате.
Кроме того, отрасль вносит значительный вклад в экспортные поставки города, является основой для развития других отраслей экономики и способствует развитию научно-исследовательской и инновационной деятельности в городе, уверен господин Захаров. В совокупности на долю промышленности Петербурга приходится около четверти ВВП города и 28% налоговых поступлений в бюджет, добавляет аналитик компании «Цифра брокер» Наталия Пырьева.
В городе работает целый ряд крупных предприятий отрасли. Так, Невский завод производит центробежные и осевые компрессоры и нагнетатели, газовые и паровые турбины, электроприводные нагнетатели, комплексные воздухоочистительные устройства, «Силовые машины» специализируются на оборудовании для тепловой, атомной и гидроэнергетики, электросетевого и нефтегазового комплексов, различных отраслей промышленности, транспортной и судовой энергетики, а Кировский завод, в том числе, создает технику для коммунального хозяйства, газовой и нефтедобывающей промышленности. В области машиностроения работают завод «Электросила», выпускающий энергетические машины типа силовых и тяговых двигателей, Ленинградский металлический завод, занимающийся выпуском турбин, ПАО «Ижорские заводы» — российское предприятие тяжелого машиностроения.
В сектор также входят ОАО «СПбАЭП», ООО «Газпром энергохолдинг», Северо-Западное отделение «Интер РАО — управление электрогенерацией». Спектр выпускаемого энергетического оборудования широк и востребован в разных регионах страны и за рубежом. Это и машиностроение (специальные машины и устройства), и электро- и теплоэнергетика (электрические машины, гидроэлектроэнергетические установки, электрические станции), и ядерная энергетика и технологии (атомные электрические станции и установки).
«В пользу развития данного направления выступает значительный интеллектуальный потенциал в городе и области, здесь расположены не только производства, но и образовательные и научные учреждения. Также здесь работают и предприятия других отраслей, что обеспечивает энергомашиностроительные предприятия необходимыми деталями и узлами, это положительно сказывается на стоимости конечной продукции»,— говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Игроки мирового масштаба
Глобальным игроком в энергомашиностроении являются «Силовые машины», продукция которых экспортируется в разные страны, способствуя развитию энергетической инфраструктуры в мире, считает Иван Захаров. В ноябре 2023 года предприятие первым в стране запустило высокотехнологичное производство литых лопаток энергетических газовых турбин, где внедрена критически важная технология создания наиболее сложных деталей газовых турбин — отливок лопаток горячего тракта. В производство площадью более 6 тыс. кв. м инвестировано свыше 6 млрд рублей, из которых 2,4 млрд в форме двух льготных займов предоставил федеральный Фонд развития промышленности.
В компании сообщили, что в перспективе лопатки газовых турбин планируется поставлять на экспорт, а также обеспечивать сервис газовых турбин не только своего, но и стороннего производства. «Проект возобновления отечественного производства газовых турбин большой мощности обеспечит технологический суверенитет России за счет полного освоения производства данного типа оборудования в стране, включая компоненты горячего тракта и системы управления на отечественной элементной базе, исключит зависимость от импортного сервисного обслуживания»,— отмечают в пресс-службе «Силовых машин».
В ходе ПМЭФ летом 2023 года «Силовые машины» подписали соглашение с правительством Петербурга, предполагающее сотрудничество при реализации инвестиционных проектов по разработке и созданию газовых турбин ГТЭ-65 и ГТЭ-170. «Поддержим "Силовые машины" — поможем реализовать важный инвестиционный проект. Это серьезный импульс развития для всей отечественной энергетики и вклад в экономику города. Дополнительно получим не менее 200 рабочих мест»,— заявил в ходе подписания губернатор города Александр Беглов.
Еще один важнейший проект недавно реализован на Невском заводе: в рамках программы локализации основного оборудования газотурбинной установки ГТУ Т32, входящей в состав отечественного газоперекачивающего агрегата ГПА-32 «Ладога», освоено изготовление нескольких крупных узлов оборудования горячего тракта, среди которых рабочие и направляющие лопатки турбины низкого давления, корпуса камеры сгорания и диски турбины высокого давления. Полную локализацию основного и импортозамещение вспомогательного оборудования ГТУ планируется завершить в 2024 году.
Невский завод также работает над локализацией других высокотехнологичных компонентов, задействованных в производстве газоперекачивающих агрегатов. В сентябре стало известно об успешном завершении испытаний первой отечественной системы магнитного подвеса, которая является одной из первых в России систем собственной разработки на базе отечественных комплектующих, материалов и программного обеспечения, говорит господин Захаров.
Серьезно расширяют экспортный потенциал «Ижорские заводы». Сейчас на разных стадиях изготовления на предприятии находится оборудование для индийской АЭС «Куданкулам», турецкой «Аккую», китайских «Сюйдапу» и Тяньваньской АЭС, станции «Руппур» в Бангладеш, египетской «Эль-Дабаа». Заводы также активно ведут подготовку к работе по новому проекту для венгерской атомной станции «Пакш-2».
Объем инвестиций в отрасль, по данным Петростата, по итогам девяти месяцев составил 7,9 млрд рублей. Реализация запланированных инвестиционных проектов позволит обеспечить планомерный рост производства данной отрасли в ближайшие годы, прогнозирует служба. Ожидаемый темп роста объема отгруженной продукции в отрасли составит от 3 до 5%.
Работая на перспективу
В российском ТЭК многие комплектующие производятся за границей и не имеют локализованного производства в РФ, поэтому актуальных задач по импортозамещению еще много. Например, одной из перспектив развития является углубление интеграции машиностроения с информационными технологиями, считает господин Захаров. Внедрение цифровых технологий, таких как интернет вещей, искусственный интеллект и аналитика данных, позволит создавать более эффективные и инновационные решения в области машиностроения. Также, по мнению собеседника, важным направлением развития является экологическая устойчивость.
«В свете растущей экологической осознанности и требований к снижению выбросов и энергопотребления, машиностроительные предприятия в Санкт-Петербурге должны активно работать над разработкой экологически чистых и энергоэффективных технологий и продуктов. Еще одной перспективой является развитие сектора робототехники и автоматизации. Внедрение роботов и автоматизированных систем в производство позволит повысить его эффективность, снизить затраты и улучшить качество продукции»,— заключает господин Захаров.