Курс на замещение

Промышленность

Петербургские энергомашиностроители продолжают ранее взятый курс на импортозамещение. Отраслевые компании города запускают новые технологические проекты, увеличивают объемы заказов и модернизируют производственные мощности.

Наиболее значительным достижением энергомашиностроительных компаний Петербурга можно назвать производство сложной продукции — для энергетики и ряда других отраслей

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

В 2023 году в российском энергомашиностроении сохранился ранее взятый курс на импортозамещение и технологический суверенитет. Санкции, нарушение логистических цепочек потребовали от участников рынка ускорить совершенствование производственных процессов. По многим позициям отраслевым компаниям, в том числе представляющим Петербург, удалось перестроить работу и укрепить свой экономический и технологический потенциал.

По итогам десяти месяцев 2023 года, отмечает руководитель отдела исследования транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Игорь Скок, объем рынка производства продукции энергетического машиностроения РФ составил 68,3 млрд рублей. При этом доля предприятий Санкт-Петербурга в структуре рынка составила 27,9 млрд рублей, или 40,9% рынка. За последние пять лет компании энергомашиностроительного кластера Северной столицы, добавляет эксперт, наращивали объемы производства продукции. Так, в 2018–2022 годах объем выпускаемой продукции данных организаций вырос на 25,2%, с 34,1 до 42,7 млрд рублей. За десять месяцев текущего года объем произведенной продукции в стоимостном выражении превысил объем выпуска за аналогичный период 2022 года на 1,4%.

Положительные итоги

Петербургские энергомашиностроители заканчивают уходящий год достаточно удачно. Компании нарастили объем заказов, запустили новые технологические проекты, модернизировали производственные мощности.

По словам генерального директора АО «Невский завод» Алексея Шубина, в 2023 году предприятие реализовало практически все планы в области локализации и импортозамещения основного и вспомогательного оборудования ключевого продукта — газоперекачивающего агрегата ГПА-32 «Ладога». «Было освоено производство сложнейших элементов турбин высокого и низкого давления, а также камеры сгорания, найдены отечественные производители вспомогательного электротехнического оборудования. Началась промышленная эксплуатация блока управления газотурбинным двигателем, разработанного нашими специалистами на базе российского программно-технического комплекса "ТЕКОН". Также успешно прошли испытания комплексной системы автоматического управления газоперекачивающим агрегатом. Подтвердила свою надежность и система магнитного подвеса, разработка и испытания которой также завершены в уходящем году. Значительная работа проделана нашим коммерческим блоком, результатом которой стал весомый портфель заказов поставки оборудования для металлургических и газодобывающих предприятий, работающих вне периметра ПАО "Газпром". Эта контрактация ляжет в основу достаточно напряженной производственной программы на ближайшие несколько лет»,— рассказан господин Шубин.

Главные проблемы, с которыми столкнулся Невский завод в уходящем году, сообщил господин Шубин,— это необходимость выстраивания новых логистических цепочек, поиск альтернативных поставщиков оборудования и материалов, комплектация производства квалифицированными кадрами. Задачи были непростыми, но предприятию в целом удалось сохранить темпы и объемы производства.

«Силовые машины» также в уходящем году продолжали фокусироваться на задачах обеспечения технологического суверенитета российской энергетики. Знаковым для предприятия и всей отрасли стало открытие первого в стране высокотехнологичного производства литых лопаток энергетических газовых турбин. В пресс-службе компании отмечают, что внедрение критически важной технологии производства наиболее сложных деталей газовых турбин — литых лопаток горячего тракта — позволит «Силовым машинам» не только осуществлять серийный выпуск линейки энергетических газовых турбин большой мощности, но и обеспечивать сервис машин стороннего производства.

Во многих проектах модернизации энергообъектов, добавляют в пресс-службе «Силовых машин», в том числе в рамках масштабной госпрограммы модернизации теплоэлектростанций, и строительства новой генерации, также принимает участие предприятие. В 2023 году оборудование компании суммарной мощностью свыше 7 ГВт было введено в эксплуатацию более чем на 15 объектах. Еще более 6 ГВт — суммарная мощность произведенного в 2023 году «Силовыми машинами» генерирующего энергооборудования — заработает на Ириклинской, Костромской, Сургутской, Киришской ГРЭС, Чебоксарской ГЭС и на других объектах.

Ориентация на потребности

По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, наиболее значительными достижениями энергомашиностроительных компаний Санкт-Петербурга можно назвать производство сложной продукции — для энергетики и ряда других отраслей. Профильные игроки принимают активное участие в программе импортозамещения для разных отраслей, что свидетельствует об их высоком профессиональном уровне. А экспорт ими своей продукции говорит о ее высоком качестве, способствует наполнению бюджета. «Важным для энергомашиностроительных предприятий является сохранение ими своих территорий в городе, продолжения там производственной деятельности. В условиях проведения реновации в городе важно обращаться с ними корректно, а если перенос части производств необходим, то делать это нужно максимально бережно, сохраняя компетенции и кадры. Возможно, городским властям следует разработать план по сохранению территорий за энергомашиностроительными предприятиями и начать оперативно воплощать его в жизнь»,— считает эксперт.

Энергомашиностроители Санкт-Петербурга составляют ядро энергомашиностроительной отрасли России и производят высокотехнологичную продукцию, не уступающую западным странам, продолжает тему профессор кафедры экономики в энергетике и промышленности МЭИ Евгения Сухарева. Большая часть традиционного оборудования для тепловых станций на базе паросилового цикла и гидроэлектростанций приходится на энергомашиностроительные предприятия Северной столицы. При этом, конечно, петербургские компании сталкиваются с такими же сложностями, что и другие участники рынка.

«Энергетика России сильно зависима от импортного оборудования: около 77% установленной мощности приходится на импортные агрегаты, в частности, на парогазовые и газотурбинные установки и оборудование для возобновляемых источников энергии. В связи с этим энергомашиностроительная отрасль ориентируется на потребности снижения импортозависимости и сохранения технологического суверенитета страны. Существующие стратегии развития энергомашиностроения были ориентированы по большей части на локализацию зарубежных технологий. Однако в связи с уходом иностранных поставщиков проекты локализации были приостановлены, что потребовало разработки новых путей решения»,— отмечает госпожа Сухарева.

По словам доцента Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Александра Цыганкова, одной из актуальных задач для энергомашиностроительных предприятий как Петербурга, так и России в целом является адаптация к изменяющимся рыночным условиям и глобальной конкуренции. «Необходимо постоянно совершенствовать производственные процессы, внедрять новые технологии и разрабатывать инновационные продукты. В том числе, предприятия должны быть готовы к внедрению цифровых технологий, автоматизации и использованию больших данных для оптимизации процессов и повышения качества продукции. Предприятия могут развивать перспективные направления, такие как возобновляемая энергетика. Это позволит им расширить свой рынок и удовлетворить растущий спрос на экологически чистые источники энергии»,— указывает господин Цыганков.

Еще одна из важных отраслевых задач — это синергия, считает коммерческий директор АО «ПТПА» Инна Щеглова. Необходимо дополнять друг друга и усиливать компетенции, а также координировать действия заказчика и производителя. «Например, в атомной отрасли мы сейчас столкнулись с ситуацией ограниченности производственных мощностей: понятен перечень предприятий и их потенциал, который у большинства их уже загружен до 2027 года. В сфере освоения нового высокотехнологичного продукта невозможно работать, закрывая только текущие потребности, здесь требуется понимание долгосрочной перспективы. В противном случае производитель оказывается в ситуации, когда заказчик его, с одной стороны, подталкивает его к активным действиям, а с другой — не дает никаких гарантий. В условиях открытого рынка,— полагает представитель рынка,— это, возможно, и было оправданно, но в условиях дефицита производственных мощностей заказчик также должен меняться и стать более открытым к диалогу с поставщиком».

Артем Алданов

Вся лента