Зоны роста
Преференциальные территории — особые экономические зоны (ОЭЗ) и территории опережающего развития (ТОР) — в последние годы стали одним из главных конкурентных преимуществ в борьбе российских регионов за инвесторов. В Нижегородской области действуют четыре такие площадки с льготным режимом налогообложения: одна ОЭЗ «Кулибин» и три ТОР — «Саров», «Володарск», «Решетиха». В этом году регион не только увеличивал масштаб действующих ОЭЗ и ТОР, но и строил планы по созданию новых точек притяжения для инвесторов.
С особым статусом
Флагманская территория для привлечения в Нижегородскую область инвесторов — ОЭЗ «Кулибин» в Дзержинске. Она начала работу в 2020 году на площадях промышленного парка «Дзержинск-Восточный» и тогда была рассчитана на 72,3 га. В прошлом году региональному правительству и АО «Корпорация развития Нижегородской области» (управляющая компания ОЭЗ «Кулибин») удалось согласовать на федеральном уровне расширение ОЭЗ в 10 раз — до 724 га. И это явно не последнее увеличение преференциальной площадки: как ожидается, в следующем году регион может подать новую заявку в Минэкономразвития РФ.
Перспектива роста — до 6 тыс. га. Кроме научной, инженерной, производственной, логистической и транспортной инфраструктуры, Корпорация развития также планирует строить здесь жилье и социальные объекты для сотрудников. Как говорится в инвестиционной декларации Нижегородской области, в будущем году на территории ОЭЗ планируется разместить готовые производственно-офисные здания от 2 тыс. до 9 тыс. кв. м, которые резиденты смогут арендовать для организации производства. А жилой комплекс площадью около 120 тыс. кв. м, мастер-план которого сейчас разрабатывается, Корпорация развития рассчитывает возводить поэтапно начиная с 2026 года.
Приоритетные направления ОЭЗ — химия и нефтехимия, машиностроение, металлургия, электроника, товары народного потребления, R&D и логистические центры. Статус территории «Кулибина» позволяет размещать здесь производства первого и второго классов опасности. По данным на начало декабря, экспертный совет ОЭЗ одобрил проекты 22 компаний с инвестициями порядка 33 млрд руб. В ближайшие пять лет власти рассчитывают привлечь туда свыше сотни инвесторов, а в целом «Кулибин» к 2030 году призван обеспечить объемы производства на уровне 1,5% валового регионального продукта (ВРП).
Резиденты ОЭЗ «Кулибин» пользуются нулевыми ставками по налогу на землю, имущество и транспорт. Также для них действует пониженная ставка налога на прибыль: до 2% в первые пять лет, до 5%—в следующие пять лет и 14,5%—в дальнейшем. При этом, согласно внесенным в законодательное собрание поправкам (рассмотрение законопроекта областным парламентом намечено на 19 декабря), предлагается вводить льготу с момента получения первой прибыли. Кроме того, в этом году областным законом были установлены льготы по налогу на прибыль для резидентов, имеющих производства за пределами ОЭЗ. Для таких предприятий в течение пяти лет с первой прибыли будет действовать нулевая ставка по налогу, с шестого по десятый годы ставка увеличится до 3%, с 11 по 49-й годы — до 12,5%.
Первая портовая
В ближайшем будущем в районе города Бор появится вторая в Нижегородской области ОЭЗ — портовая, гарантирующая крупные транспортные потоки по реке для транспортировки больших урожаев зерна и других грузов. Управлять ею также будет Корпорация развития Нижегородской области. В конце ноября областной совет по имущественным и земельным отношениям одобрил предоставление для этих целей 28 га в затоне Волги.
«Создание такой территории — знаковый проект, который позволяет полноценно развивать в регионе речную логистику. В ближайшее время планируем подать заявку на присвоение территории вокруг затона статуса портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ), с особым налоговым режимом. Видим, что интерес потенциальных инвесторов к этому проекту очень серьезный. В случае положительного заключения Нижегородская область станет третьим регионом в стране, где появится ПОЭЗ», — прокомментировал решение совета заместитель губернатора Андрей Саносян.
В Корпорации развития уточнили, что статус ОЭЗ рассчитывают получить уже в первом квартале 2024 года, а в 2025 году преференциальную территорию планируется расширить вдвое. «Сейчас мы формируем земельный банк для создания портовой особой экономической зоны. Помимо территории, заявка на которую была одобрена в ходе земельного совета, в проект готовы включиться шесть предприятий, уже ведущих деятельность на месте строительства потенциальной портовой ОЭЗ. Для них создание особой экономической зоны открывает дополнительные возможности и является отличным стимулом к открытию новых производств», — сказал генеральный директор Корпорации развития Нижегородской области Игорь Ищенко.
Ожидается, что речной транспортно-логистический хаб сократит время доставки грузов по коридору Север — Юг до 22 суток и снизит стоимость перевозок на 20%. Инвесторам предложат нулевые ставки НДС и таможенных пошлин, а также льготу 2% на прибыль в течение десяти лет. По информации Корпорации развития, при заявленных инвестициях 16 млрд руб. будущие резиденты уже подали заявки на половину этой стоимости. В корпорации ожидают, что ежегодный эффект от реализации проекта портовой ОЭЗ к 2030 году составит 1,3 млрд руб.
Вести бизнес в ОЭЗ выгодно по нескольким причинам, объясняет ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов: «Во-первых, благодаря ограниченному налогообложению резидентов, определенным процедурам принятия компании в ОЭЗ, условиям ведения там деятельности и тому, что государство и регионы берут часть расходов на себя. Во-вторых, благодаря мерам различной господдержки для компаний, работающих на преференциальных территориях: от государственных гарантий до поддержки экспорта, от компенсации расходов на НИОКР до закупки государством продукции резидентов. В-третьих, работа компании на преференциальных территориях дает дополнительные инструменты для ее продвижения на рынке, укрепляет ее репутацию, способствует получению новых контрактов».
Льготы на опережение
Еще один формат преференциальных зон в Нижегородской области — территории опережающего развития. Сейчас их три: «Володарск», «Решетиха» и «Саров». Первые две начали работу в 2019 году, порог для резидентов — 2,5 млн руб. капитальных вложений и создание 10 новых рабочих мест в первый год. ТОР «Саров» в границах закрытой территории Федерального ядерного центра запустили в 2017-м с порогом инвестиций 5 млн руб. Для компаний, ставших резидентами ТОР в первые три года их существования, действуют пониженные ставки соцвыплат: 6% — взносы на пенсионное страхование, 1,5% — социальное, 0,1% — медицинское. Для всех резидентов на первые пять лет с момента получения прибыли обнуляется ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет РФ, а ставка областного налога в первые пять лет понижена до 5%, в следующие пять — до 10%. Кроме того, резиденты ТОР в течение 10 лет не платят налоги на имущество и землю.
В этом году областные власти расширили меры поддержки для ТОР: региональный парламент принял закон о пониженных ставках для резидентов, применяющих упрощенную систему налогообложения. На территории ТОР с 1 января 2024 года установлена налоговая ставка по УСН в размере 1% на доходы и 5% на доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом резиденты ТОР смогут воспользоваться преференцией, если доход от деятельности в рамках соглашения об осуществлении деятельности на ТОР составляет не менее 90% всех доходов организации. Площадь ТОР «Саров» в этом году была расширена до 76 га — летом правительство РФ удовлетворило соответствующую заявку региона. «Площадь ТОР будет увеличена почти в два раза. — пояснил заместитель губернатора Егор Поляков. — Регион получит более 200 новых рабочих мест и 1,8 млрд руб. инвестиций — это очень существенное вложение в территорию. Ожидается, что налоговые поступления в бюджет Нижегородской области с 2023-го по 2032 годы превысят 1 млрд руб.».
Создание ТОР было одним из основных системных механизмов для обеспечения диверсификации экономики и рынка труда в моногородах, напоминает директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Дмитрий Землянский: «Резидентами ТОР могут становиться только фирмы, юридически не связанные с градообразующими предприятиями. Значительная часть моногородов изначально проигрывает конкуренцию соседним крупным центрам по условиям ведения бизнеса — ТОР были призваны решить эту проблему за счет обеспечения дополнительных льгот по налогам, упрощения таможенных процедур и пр. В то же время в механизме было заложено несколько изъянов (в частности, существующее ограничение распространения льгот по уплате взносов в социальные фонды только на резидентов, получивших этот статус в течение первых трех лет функционирования ТОР), что не позволило инструменту дать прорыв моногородам в развитии». Эксперт добавил, что инвесторов привлекают, прежде всего, налоговые льготы и льготы по взносам в соцфонды, а также дополнительные меры поддержки в виде аренды земельных участков по льготным ставкам, площадок, обеспеченных инфраструктурой, и другие льготы за счет средств субъектов РФ.
По словам Дмитрия Землянского, устойчивые эффекты от преференциальных режимов возникают на четвертый — шестой год после начала их функционирования: «До этого бизнес раскачивается, реализуется инвестиционная фаза, происходит отладка и выстраивание всех бизнес-процессов. „Затягивает“ старт получения эффектов и значительный уровень административной нагрузки при создании предприятий. В последние годы он снизился, но для первых резидентов ТОР она была высока». По мнению эксперта, прямой эффект ТОР производит на объем инвестиций, а косвенные пока не столь значительны: «Роль их резидентов на рынке труда моногородов пока не велика. Причины в том, что, во-первых, подавляющее большинство резидентов — малые предприятия; во-вторых, многие „внешние“ инвесторы при размещении предприятий выбирают политику оплаты труда на уровне средней по региону или муниципалитету, что не приводит к кардинальному росту доходов населения. Возможно, через несколько лет, ближе к шестому году функционирования большинства ТОР, эффекты станут более значимыми».