Взыскание долга — дело техники
«Башкиравтодор» нарушил график выплаты задолженности перед «Сколхимпромом»
Арбитражный суд Башкирии принял решение выдать исполнительный лист для принудительного исполнения мирового соглашения между крупным дорожным подрядчиком республики АО «Башкиравтодор» (принадлежит республике) и его контрагентом — ООО «Сколхимпром». В мае «Башкиравтодор» обязался в течение года погасить около 1 млрд руб. задолженности перед «Сколхимпромом» за аренду дорожной техники в 2022 году, но не придерживался графика выплат. В перспективе госкомпания может лишиться еще около 64 млн руб. — «Сколхимпром» пытается взыскать эту сумму за аренду техники.
Как стало известно «Ъ-Уфа», арбитражный суд Башкирии вчера удовлетворил заявление ООО «Сколхимпром», которое предоставляло в аренду «Башкиравтодору» дорожную технику, о выдаче исполнительного листа для принудительного исполнения мирового соглашения.
Документ, как ранее сообщал «Ъ-Уфа», был утвержден судом в мае этого года. По его условиям, «Башкиравтодор» обязался до 31 августа 2024 года выплатить «Сколхимпрому» чуть более 1 млрд руб. — от 30 млн до 102 млн руб. в месяц.
Эту сумму «Башкиравтодор» задолжал истцу на основании договоров оказания услуг, заключенных в феврале-ноябре 2022 года. Госкомпания арендовала у «Сколхимпрома» дорожную технику.
По информации «Ъ-Уфа», подача заявления о выдаче исполнительного листа связана с неисполнением «Башкиравтодором» графика погашения задолженности. Так, судя по мировому соглашению, к декабрю дорожный подрядчик должен был перечислить «Сколхимпрому» около 530 млн руб., но фактически вернул меньше половины этой суммы.
Параллельно компания попросила суд наложить обеспечительные меры на банковские счета «Башкиравтодора» в пределах задолженности, но суд в удовлетворении ходатайства отказал.
АО «Башкиравтодор» — крупнейший дорожный подрядчик в республике. Контрольный пакет акций принадлежит министерству земельных и имущественных отношений Башкирии, второй пакет передан госинвесткомпании «Региональный фонд». В 2022 году при выручке 11,1 млрд руб. чистая прибыль компании составила 29 млн руб. В 2023 году, по данным «СПАРК-Интерфакс», компания заключила 185 госконтрактов в качестве поставщика на общую сумму 8,1 млрд руб. В начале ноября гендиректор «Башкиравтодора» Ильдар Юланов был задержан сотрудниками республиканского УФСБ. С тех пор он содержится в СИЗО. Господина Юланова вместе с бывшим директором ООО «Киви» Иреком Шариповым и его заместителем Ришатом Самматовым обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
ООО «Сколхимпром» зарегистрировано в июле 2019 года в Уфе. Уставный капитал — 60 тыс. руб. Основной вид деятельности предприятия — строительство автомобильных дорог и автомагистралей. Владельцами компании с марта текущего года являются Сергей Ионин и Эдуард Яхин (по 50%). Выручка ООО в 2022 году составила 1,4 млрд руб., чистая прибыль — 331 тыс. руб.
6 декабря «Сколхимпром» направил в арбитражный суд республики новый иск к «Башкиравтодору» — о взыскании около 64 млн руб. По информации «Ъ-Уфа», речь идет о задолженности по договорам аренды дорожной техники в начале этого года.
В «Башкиравтодоре» вчера на запрос «Ъ-Уфа» не ответили.
Связаться с директором «Сколхимпрома» Эдуардом Яхиным не удалось. В его приемной сообщили, что господина Яхина нет на рабочем месте.
Адвокат Аскар Мингазетдинов отмечает, что текущая ситуация может серьезно осложнить деятельность «Башкиравтодора». «Судебные приставы могут арестовать счета компании, ее имущество. У компании есть несколько вариантов, чтобы минимизировать последствия: погасить задолженность, просить отсрочку или перезаключить мировое соглашение, — пояснил эксперт. — На мой взгляд, на первом этапе кредитор будет «кошмарить» должника в рамках исполнительного производства, а как только подойдут сроки для подачи заявления о банкротстве (спустя три месяца после первого просроченного платежа) — он его подаст. Вероятно, эти действия будут вынуждать республику, как акционера, искать финансовые возможности для погашения задолженности предприятия».
С ним согласен управляющий партнер агентства «Барристер» Айдар Муллануров. «Скорее всего, кредитор пойдет по пути сочетания всех возможных механизмов взыскания задолженности — через банковские организации, судебных приставов и последующую за ними попытку банкротства должника. Последнее — наиболее заметно может отразиться на текущей деятельности «Башкиравтодора», так как в этом случае он теряет возможность получения госконтрактов и банковских кредитов, — полагает господин Муллануров.— Финансовая помощь со стороны республики возможна, но маловероятна. Согласно судебной практике, если компания окажется в процедуре банкротства, ее акционеры могут быть привлечены к субсидиарной ответственности, так как увеличение оборотного капитала должника суды зачастую воспринимают не как попытку спасти предприятие, а как попытку сокрытия признаков банкротства. Поэтому чиновники сто раз подумают перед тем, как направлять деньги».