Предприниматели подъезжают к реальности
Бизнес все чаще замечает ограничения для собственного развития
Оптимизм предпринимателей сменился адекватной оценкой возможностей развития бизнеса в условиях перегрева экономики, свидетельствуют замеры настроений малых и крупных компаний. Они сообщают о снижении инвестиционной активности — развитию компаний мешают дефицит кадров, неопределенность на рынке и высокая стоимость заемного финансирования. Наиболее чувствительны к ухудшению условий производственные компании, активность которых подкреплялась резким ростом спроса и расширением господдержки импортозамещения.
По данным «Мониторинга состояния бизнеса в России» (подготовлен бизнес-омбудсменом Борисом Титовым на базе опроса 5,8 тыс. компаний), на конец 2023 года адаптация развивается, серьезные проблемы из-за санкций испытывают 19% предприятий, при этом почти 60% оценивают ситуацию в экономике и в компаниях как минимум как удовлетворительную. Однако развитием компаний занимались только 40% опрошенных — остальные отмечают нехватку ресурсов (49%) или деградацию бизнеса (11%). Главными барьерами для развития в компаниях называют дефицит кадров (45%), неопределенность экономической ситуации (33%) и госполитики в экономике (20%), высокую стоимость заимствований (32%) и недостаточный внутренний спрос (28%).
Ситуация, как показывает опрос, лучше в промышленности, где развитием бизнеса занимаются 56% предприятий.
На волне импортозамещения им удалось заместить иностранных производителей — с опорой на многочисленные программы господдержки. Однако именно промышленность чувствительнее к новым вызовам — низкой доступности займов (главной проблему обозначили 45% промышленников) и дефициту кадров (56%). Ранее заметную негативную коррекцию продемонстрировали индексы промышленного оптимизма и прогнозов промышленности Института Гайдара.
В секторе МСП же продолжается замедление деловой активности. По словам вице-президента ПСБ Кирилла Тихонова, условия и приоритеты предпринимательской деятельности меняет ужесточение денежно-кредитной политики: общий спрос на кредитование — на минимуме с апреля 2022 года, когда ключевая ставка находилась в диапазоне 17–20%. Ухудшается ситуация с продажами — предприниматели стали чаще сообщать о снижении выручки (32%). Ожидания сбыта также пессимистичны: роста выручки ждут 23% компании (минимум в 2023 году). Отсутствие доступа к финансам тормозит инвестпрограммы — нарастили вложения лишь 19% компаний (минимум с февраля), сократили — 8% (максимум). В первой половине года оптимизм бизнеса объяснялся ожиданиями роста потребительской активности, теперь же предприниматели более прагматичны: спрос высок, но вскоре аналитики ждут его остывания вместе с остальной экономикой.
Замглавы Минэкономики Татьяна Илюшникова отмечает, что спрос МСП на инвестиционные кредиты сохраняется, но во второй половине года ведомство фиксирует его снижение на фоне роста ключевой ставки.
Всего в 2023 году объем финансовой поддержки, включая гарантийные и кредитные программы в рамках нацпроекта МСП, составил 1,5 трлн руб.— в 2024 году ведомство планирует сохранить эти объемы. «Это даст бизнесу необходимую ликвидность для продолжения реализации инвестпроектов»,— полагает Татьяна Илюшникова.
По данным RSBI, в 2023 году МСП стали пользоваться мерами господдержки заметно реже, чем в 2021 году. Эксперты объясняют это сворачиванием пандемийных программ поддержки, которые охватили большую часть МСП. По остальным же программам государство увеличивает охват МСП мерами поддержки, снижая ее средние объемы. Как сообщали в «Корпорации МСП» (оператор поддержки малого бизнеса), если в 2022 году ей пользовался каждый 17-й предприниматель, то в 2023-м — каждый 12-й.