Дания поддалась базовому инстинкту
Вслед за Финляндией и Швецией страна разместит у себя американских военных
Дания и США в четверг подписали соглашение, позволяющее американским военным и вооружениям постоянно находиться на трех военных базах королевства. Сделка положила конец запрету на размещение иностранных войск в Дании, действовавшему семь десятилетий, и стала завершающим штрихом в процессе заключения аналогичных соглашений США со странами Балтии и Северной Европы.
США и Дания вели переговоры о заключении оборонного соглашения с февраля, и тот факт, что в конце концов работа над ним была завершена, сюрпризом ни для кого не стал. И все же, сообщая о том, что Копенгаген и Вашингтон достигли договоренности о размещении на территории королевства американских войск и вооружений, премьер-министр Дании Метте Фредериксен не скрывала радости. «Мы посылаем четкий сигнал о том, что Дания вместе с США берет на себя еще большую ответственность за безопасность — и это абсолютно необходимо,— заявила она во вторник.— Цель такова: мы должны обеспечить мир не только сейчас, но и для поколений, которые придут после нас». В четверг документ подписали госсекретарь США Энтони Блинкен и министр иностранных дел Дании Ларс Лекке Расмуссен, посетивший Вашингтон.
Согласно документу, американские военные смогут постоянно размещаться на трех авиабазах в стране — Карупе, Скридструпе (где, к слову, в августе датский премьер принимала украинского лидера Владимира Зеленского) и Ольборге в южной, центральной и северной Ютландии соответственно. Кроме того, для доставки персонала, транспортных средств и оружия для своих войск в Дании и других странах Европы американцам будет позволено использовать порт города Эсбьерг. Отметим, что еще более года назад Вашингтон выразил заинтересованность именно в этом порте в качестве «связующего пункта для размещения союзных сил в Балтийском регионе» и в качестве логистического хаба НАТО.
При этом соглашение не распространяется на Гренландию и Фарерские острова, которые входят в состав Датского королевства.
Насколько велико будет американское военное присутствие, стороны пока не определись. «Мы еще не решили, сколько их (военнослужащих и вооружений.— “Ъ”) будет задействовано»,— заметила госпожа Фредериксен. При этом датские власти пообещали (прежде всего собственному населению): в стране никогда не будет размещаться ядерное оружие.
Сделка с американцами ознаменовала конец запрета на размещение иностранных войск, которого Дания неуклонно придерживалась последние 70 лет, невзирая на членство в НАТО. Годом ранее Копенгаген нарушил и другое давнее табу. Еще более 30 лет назад Дания, всегда отличавшаяся высокой степенью евроскептицизма, выторговала себе право не участвовать в военных проектах и программах Евросоюза. Однако на волне украинских событий власти страны сочли, что такое обособление делает страну уязвимой перед внешними угрозами, и на референдуме в июне 2022 года одобрили отмену этого положения, вернув Копенгагену возможность как подключаться к совместным военным операциям ЕС, так и приобретать вооружения в рамках программ всего союза.
Впрочем, нельзя сказать, что такой поворот импонирует всему без исключения политическому истеблишменту страны. К примеру, нынешнее соглашение, открывшее доступ американцам на территорию Дании, было встречено в штыки входящей в парламент Красно-зеленой коалицией и некоторыми другими политическими силами, заявившими, что сделка с США угрожает суверенитету Дании и ее национальной безопасности.
Одно из главных опасений, как сообщили “Ъ” в пресс-службе Красно-зеленой коалиции, сославшись на заявление официального представителя партии по внешней политике Трине Перту Мах, вызывает получение американскими военными эксклюзивного доступа в ряд мест в Дании, куда датские власти не будут допускаться. «Можем ли мы быть уверены, например, что во время допросов на американских базах не применяются пытки? Можем ли мы быть уверены, что ни ядерное оружие, ни кассетные бомбы, ни другое оружие, против которого мы выступаем, не находятся на датской земле?» — задала госпожа Мах риторический вопрос.
Возмущение ряда политиков вызвал и традиционный для всех договоров такого рода пункт, что американские солдаты в случае совершения ими преступлений на территории Дании не подлежат привлечению к ответственности по местным законам.
На этом фоне неудивительно, что на вступление соглашения с США в силу (для этого ее должен еще одобрить парламент Дании) Метте Фредериксен отвела «около года».
Напомним, что на днях аналогичный договор был подписан Вашингтоном с Финляндией (см. “Ъ” от 16 декабря), которая предоставила Пентагону доступ в общей сложности к 15 финским военным объектам. В начале же этого месяца военное соглашение со Штатами подписала Швеция, которая оказалась щедрее всех: на ее территории американские военные получили возможность использовать сразу 17 объектов. Схожий договор с еще одной страной региона — Норвегией — был заключен США в 2021 году.
Выступая в понедельник в Вашингтоне на подписании соглашения с финской стороной, глава американского Госдепартамента Энтони Блинкен назвал все договоренности «демонстрацией всеобъемлющих усилий США по укреплению трансатлантической безопасности». «Теперь у нас есть сеть соглашений о военном сотрудничестве, которая простирается от севера до юга Европы, от Северного до Черного моря, обеспечивая безопасность и стабильность для людей по всему континенту»,— торжественно заявил главный дипломат США 18 декабря.
В России эти новости ожидаемо встретили без энтузиазма.
«Соглашение означает, что отныне датскую политику в сфере безопасности и обороны будут определять не в Копенгагене, а в Вашингтоне»,— отметил посол России в Дании Владимир Барбин. И добавил, что российская сторона учтет в военном планировании возможное присутствие в стране американских военнослужащих.
В схожем ключе в Москве отреагировали и на заключение американо-финского соглашения. «Российская сторона не оставит без ответа наращивание военного потенциала НАТО на нашей границе, угрожающее безопасности Российской Федерации, и примет необходимые меры для противодействия агрессивным решениям Финляндии и ее натовских союзников»,— заявили в МИД РФ 19 декабря вызванному «на ковер» послу Финляндии в России Антти Хелантере. (см. "Ъ" от 20 декабря).