Гамлетовский вопрос Израиля
Стране приходится выбирать между уничтожением «Хамаса» и спасением заложников
Израиль и «Хамас» возобновили непрямые переговоры о возвращении заложников взамен на прекращение огня и освобождение из израильских тюрем палестинских заключенных. По сообщениям СМИ, главари группировки отвергли предложение Израиля об освобождении 40 заложников и недельном перемирии. Они добиваются более выгодных для себя условий. А еврейское государство по-прежнему пытается одновременно решить две во многом противоречащие друг другу задачи: уничтожить «Хамас» и освободить заложников. С подробностями — корреспондент “Ъ” в Израиле Михаил Гуревич.
Огромный видеоэкран на торговом центре «Азриэли» в Тель-Авиве — один из главных рекламных носителей в Израиле. На площадке перед башнями Азриэли проходили все митинги против судебной реформы, и мэрия официально переименовала ее в площадь Демократии. Организаторы регулярно выкупали экранное время для своих слоганов, но иногда и им не удавалось втиснуться в плотный график премиум-«наружки», и поэтому часто над морем флагов висела реклама сотового оператора или какого-нибудь одежного бренда. С первых дней войны коммерческая реклама пропала — на экране развевался национальный флаг и был высвечен слоган «Вместе победим». Позже там появились и фотографии заложников с надписью: «Не остановимся, пока их не вернем». Теперь же к этому добавилась еще и третья позиция — на черном фоне красными и белыми буквами написано: «Каждый уходящий день убивает заложников. Требуем сделку сейчас».
Эти три надписи в полной мере демонстрируют разброс мнений израильтян по поводу войны и проблемы заложников.
Одни считают, что надо вести боевые действия, невзирая на наличие заложников. Другие понимают, что военная операция должна корректироваться в соответствии с возможностями освобождения пленных. Но немало и тех, кто полагает, что ценность человеческой жизни превыше всего, и требует от руководства страны пойти на любые условия ради новой сделки.
Накануне Ирис Хаим, мать похищенного и попытавшегося бежать из плена Йотама Хаима, который был по ошибке застрелен израильскими военнослужащими, записала аудиообращение к солдатам батальона, причастным к трагической гибели ее сына. «Я хочу сказать вам, что очень люблю вас и обнимаю вас отсюда, издалека. Я знаю: то, что случилось, не ваша вина, и ничья вина, кроме "Хамаса", да сотрется их имя и память о них с лица земли». Сын Ирис погиб, но другие все еще находятся в плену. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху перед началом одного из заседаний кабинета министров прочел письмо объединения семей погибших солдат. Они требовали от него и правительства не останавливаться вплоть до полного уничтожения террористов.
Правительство несколько недель наотрез отказывалось от возобновления переговоров и настаивало на полном выполнении условий первого этапа, а именно освобождении всех женщин и детей.
Напомним, что всего в плену у боевиков остаются 129 человек, из которых 19 женщин и два ставших известными на всю страну рыжеволосых брата — 11-месячный Кфир и 4-летний Ариэль Бивасы. Относительно женщин «Хамас» утверждает, что не может их найти, пока продолжаются военные действия. А детей, как и их маму, объявили погибшими «в результате израильских бомбардировок». Впрочем, никаких доказательств боевики не предоставили, и израильтяне продолжают настаивать на их освобождении.
Разговор о новом обмене сдвинулся с мертвой точки после того, как в прошлую пятницу солдаты случайно застрелили вышеупомянутого Йотама Хаима и двух других пленников. Трагедия привела не только к появлению новых инструкций касательно открытия огня, но и к смене настроений в израильском правительстве. Теперь руководство страны вновь готово договариваться.
Глава израильской разведки «Моссад» Давид Барнеа уже возобновил встречи в тройственном формате с участием премьер-министра Катара Мухаммеда бен Абдель Рахмана Аль Тани и директора ЦРУ Уильяма Бернса, и стали известны первые контуры возможной сделки.
Судя по всему, речь идет об освобождении 30–40 заложников (в первую очередь оставшихся женщин и пожилых мужчин) в обмен на перемирие (на одну или две недели), увеличении объемов поставок гуманитарной помощи и выдаче значительного числа палестинских заключенных, в том числе и преклонного возраста. Последнее наверняка вызовет в Израиле бурную дискуссию. Ведь речь идет о людях, осужденных по «тяжелым» статьям, включая причастность к терактам с большим числом жертв, а также организацию нападений на израильских военнослужащих и мирных граждан. Доказанная вина этих заключенных столь велика, что их не соглашались выпускать на свободу даже в рамках массовых освобождений, как в случае с обменом на капрала Гилада Шалита. Более того, некоторые источники утверждают, что Израиль будет готов оставить некоторые позиции в жилых кварталах сектора Газа.
Но даже такое щедрое предложение Израиля пока не находит ответа со стороны «Хамаса». Боевики ведут свою игру и делают вид, что совсем не заинтересованы в новом перемирии. Они требуют, чтобы Израиль прекратил военную операцию и полностью вывел войска из сектора Газа. Только в этом случае, говорят главари группировки, они будут готовы обсуждать возможность освобождения оставшихся в заложниках израильтян и иностранцев в обмен на всех палестинских заключенных.
В частности, побывавший в среду в Каире лидер политического крыла «Хамаса» Исмаил Хания дал понять, что он приехал говорить исключительно о прекращении огня и увеличении гуманитарной помощи Газе. Впрочем, как сообщает газета The Wall Street Journal (WSJ), египетские чиновники считают, что это не провал переговоров, а скорее попытка оказать давление на Израиль, чтобы тот пошел на дополнительные уступки.
На Ближнем Востоке в эти игры умеют играть все. Как только стало понятно, что предметного разговора пока не получается, премьер Нетаньяху записал ролик для соцсетей, где заявил, что война будет продолжаться до победного конца, а все лидеры, боевики и просто активисты террористических группировок будут уничтожены израильскими спецслужбами. И это выступление тоже было не столько позицией, сколько позой, потому что многие политики (в частности, член «кабинета военного времени» Бени Ганц) в открытую говорят, что рейды против террористов в Газе могут занять еще много месяцев и проблема пожилых заложников становится вопросом жизни и смерти.
В рамках негласного торга сначала «Хамас», а потом и другая группировка — «Исламский джихад» — выпустили ролики с пожилыми пленниками. 70- и 80-летние израильтяне держались хорошо, но выглядели явно нездоровыми. Как утверждают их родственники, на кадрах видно, что они потеряли вес и им явно не дают необходимых лекарств. Почти три месяца в плену не проходят даром, особенно в условиях Газы. Террористы неслучайно назвали оба видео «Время уходит».
Впрочем, на данный момент в Израиле считают, что сделали боевикам щедрое предложение и мяч на стороне международных посредников.
Как объясняют политические аналитики, теперь можно ждать эффекта ближневосточного домино. А именно США надавят на своих союзников в Катаре и Египте, те — на руководителей «Хамаса» за рубежом, а последние — на лидера группировки в Газе Яхью Синвара и Мухаммеда Дейфа (его считают организатором и вдохновителем нападения на Израиль 7 октября). При этом самая сложная роль у главарей группировки, сидящих за границей. Все чаще появляются сообщения, что Яхья Синвар по-своему видит перспективы вооруженной борьбы и послевоенного устройства не только в Газе, но и на Западном берегу реки Иордан и вступает в конфликт даже со своим руководством. В частности, WSJ стало известно, что он узнал о переговорах политического крыла «Хамаса» за рубежом с представителями Палестинской национальной администрации о возможном сотрудничестве в рамках будущего единого руководства Палестины и в ультимативной форме потребовал эти переговоры прекратить.
Поэтому наблюдатели опасаются, что и в вопросе новой сделки Яхья Синвар может посчитать, что время на его стороне. Начинающиеся американские праймериз многим дарят надежду на скорое изменение настроений в Белом доме. Яхья Синвар ждет, когда американцы начнут активнее давить на Израиль, чтобы тот скорее прекратил военные действия в секторе. Возможно, именно поэтому о какой-то конкретике в процессе переговоров говорить пока рано. Какой-то прогресс вовлеченные стороны ожидают лишь к началу января. Радует только то, что Ближний Восток не уходит на рождественские или новогодние каникулы и поэтому перерыва на праздники не будет.