Прокачка премиума
Автомобили
За последние полтора года рынок премиальных автомобилей Петербурга, несмотря на санкции, значительно не просел, при этом ожидаемо выросла доля китайских автомобилей. В следующем году продажи в целом будут сокращаться, однако премиум-сегмент эта тенденция затронет в меньшей степени прогнозируют участники рынка. Впрочем, как отмечают эксперты, понятие «премиум» на автомобильном рынке в последние полтора года претерпело серьезную трансформацию.
Несмотря на запрет поставок в Россию премиум-автомобилей, их продажи стали восстанавливаться, говорят участники рынка. Ограничения на поставки автомобилей классов премиум и люкс достаточно жесткие: в прошлом году Евросоюз запретил экспорт в Россию автомобилей стоимостью выше €50 тыс., то есть от 5,2 млн рублей. В июне текущего года эмбарго было распространено на все новые и подержанные автомобили с двигателем объемом более 1,9 л, электромобили и гибридные автомобили независимо от цены. К санкциям присоединилась Япония: в апреле 2022 года она запретила поставки в Россию автомобилей по цене выше 6 млн иен (от 4 млн рублей), а в августе текущего года добавила к эмбарго новые и подержанные автомобили с двигателем более 1,9 л.
С января по октябрь 2023 года в России было продано более 28 тыс. новых автомобилей в сегментах премиум и люкс, подсчитали эксперты «Открытия авто», блока автобизнеса банка «Открытие». Доля премиальных авто по итогам десяти месяцев 2023 года составила 3,4% против 2,6% в январе 2023 года.
Местная динамика
В Петербурге в текущем году динамика продаж дорогих авто положительная, отмечает независимый аналитик автомобильного рынка Денис Гаврилов. По его подсчетам, за восемь месяцев 2023 года объем регистраций новых автомобилей в Петербурге составил 3,9 тыс. машин, из них на долю премиум- и люкс-сегмента пришлось 13,8%.
Как пояснил господин Гаврилов, данный показатель складывается из официально представленного в России премиума и приостановивших поставки марок, дилеры которых продолжают работу, оказывая в основном сервисные услуги (а также услуги по продаже, в частности, по параллельному импорту).
За десять месяцев доля премиум-автомобилей в Петербурге увеличилась уже до 14,8% (с учетом брендов, не имеющих официального представительства в России). Для сравнения, в 2021 году доля премиальных брендов, официально представленных в Петербурге, была меньше и составляла 13%. Очевидно, что рост сегмента сейчас обеспечивают китайские марки, отмечают участники рынка.
«Действительно, новые автомобили авторитетных и всемирно известных премиальных брендов, таких как Mercedes, BMW, Audi, Porsche, Land Rover, Lexus, теперь официально не поставляются в нашу страну. Автомобили этих марок, конечно, не перестали быть премиальными в сознании потребителя, однако их объемы продаж в стране стали мизерными»,— говорит генеральный директор компании «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий.
Практически все дилеры европейских марок перешли на продажу запчастей к ним, поставок автомашин в Россию и Петербург нет, подтверждает Игорь Седов, директор по развитию ГК «Аксель».
Автомобили европейских марок сейчас можно приобрести в рамках параллельного импорта. Везут их сейчас достаточно «криво»: через Китай, Корею и Турцию, говорят участники рынка. Есть и еще один вариант поставки машин в РФ. В Китае представлены европейские бренды, которые активно развиваются на местном рынке. Можно приобрести эти автомобили там и привезти в Россию. Это может быть, например, какая-то премиальная версия Volkswagen, которая была создана под китайский рынок и в России не продавалась, поясняет господин Гаврилов.
На фоне ухода из России «традиционных» премиум-брендов на рынок вышли пришли новые премиальные бренды из Китая, напоминает господин Слуцкий. Они проводят гигантскую работу как над самим продуктом, так и над уровнем сервиса, который получает покупатель. На сегодня из официально представленных в России брендов принято считать премиальными такие марки, как Hongqi, EXEED, Voyah, Tank. Эти марки постепенно завоевывают репутацию и набирают популярность. В частности, автомобили брендов EXEED и Tank прочно обосновались в топ-10 российского рынка по объемам продаж. «Следующий год совершенно точно станет годом новых премьер премиальных брендов из Поднебесной»,— прогнозирует господин Слуцкий.
Широкое толкование
Популярность в России и в Петербурге также набирают электрокары Zeekr и Li Xiang, которые не имеют на территории страны официальных дистрибуторов, указывает господин Гаврилов.
Как отмечает господин Слуцкий, понятие «премиальный бренд» сейчас на российском авторынке имеет весьма широкое и даже размытое толкование. «Не все потребители готовы к премиуму из Китая, но и позволить себе покупку наиболее распространенных ранее новых BMW 5 или Mercedes E готовы единицы. Поэтому в сегменте 6–12 млн рублей, как правило, выбор делают между автомобилем премиум-бренда из Поднебесной и традиционным премиумом с пробегом»,— заключает он.
«Действительно, некоторые марки, считающиеся в Китае премиальными, не являются таковыми у нас. В России они недотягивают до этой категории ни по цене, ни по качеству»,— комментирует господин Седов.
О том, что понимание премиальных автомобилей трансформируется, говорит и директор по маркетингу и IT группы компаний «Петровский» Сергей Новосельский. «Я бы сейчас поостерегся делить рынок на сегменты так, как это было принято раньше, потому что рынок и реальность очень изменились. Привычная сегментация (массовый сегмент — до 2,5 млн рублей, до 5 млн — мидл-класс, а выше — премиум и затем люкс) уже не работает»,— подчеркивает он. «Даже в премиум-сегменте может быть очень большой разрыв по ценам. Например, к премиуму относят Zeekr за условные 9 млн рублей и BMW за 17–18 млн»,— добавляет эксперт. По словам господина Новосельского, сегментирование нужно делать с оглядкой на доходы и возможности населения приобретать автомобили: если, например, в 2021 году один и тот же потребитель мог спокойно приобрести BMW Х6 за 7–8 млн рублей, то сейчас он не готов выложить за эту же модель 17–19 млн.
Дилеры на месте
Тем не менее в сложившейся ситуации число дилерских центров, которые продают премиум-автомобили, практически не сократилось, отмечают эксперты. «Например, дистрибуторы, которые ранее поставляли дилерам европейские марки, перешли на китайские. Дилерам же проще оставаться в своем сегменте и работать с уже выстроенной клиентской базой, а не уходить в более массовый сегмент»,— поясняет господин Гаврилов.
«Например, дилерский центр "Звезда Невы" постоянно тестирует новинки от AITO, Zeekr, VOYAH, HONGQI, ряда других перспективных брендов, изучает стратегии дистрибуторов, анализирует доступность запчастей, гарантийные и сервисные политики»,— рассказывает Даниил Серебряков, руководитель отдела маркетинга компании «Звезда Невы».
«Сейчас мы предлагаем своим клиентам премиальные автомобили китайских марок. Также сохраняется доступность Mercedеs-Benz: V-klass, линейки кроссоверов и седанов, включая Maybach. "Звезда Невы" также является дилером Honda, автомобили поставляются из Китая»,— добавляет он.
По словам господина Серебрякова, клиенты компании интересуются новыми марками. «Аудитория Mercedеs-Benz всегда отличалась проактивной жизненной позицией, интересом к инновациям и рационализмом. Поэтому сейчас владельцы Mercedеs-Benz с интересом рассматривает новинки китайского премиума»,— заключает он.
Прогнозы
Что касается прогнозов на ближайшее время, то тут участники рынка расходятся во мнениях. «После достаточно динамичных продаж летом с ноября рынок встал, и эта тенденция сохранится. Все будет зависеть от курсов валют и кредитной политики. Однако в меньшей степени снижение продаж коснется тех, кто покупал автомобили сегмента премиум и выше»,— полагает господин Седов.
Господин Новосельский считает, что рынок авто идет в сторону восстановления. Он напоминает, что в 2021 году было зарегистрировано 1,5 млн новых автомобилей, в 2022 году — 626 тыс. машин. «Если не будет жестких потрясений, от которых никто не застрахован, то мы выйдем, наверное, на объем продаж в 2023 году в 1,1 млн единиц, а в 2024 году — 1,3–1,4 млн автомобилей»,— комментирует он.
«При этом рассуждать, какой будет доля условного премиума, я бы сейчас не стал. Можно говорить о том, что российский и петербургский рынки в достаточной степени насыщены новыми брендами и количество не вышедших к нам марок уже минимально. В следующем году речь пойдет скорее об отлаживании поставок условно новых брендов на наш рынок»,— резюмирует господин Новосельский.